академик герасимович, борис герасимович, астрофизик герасимович

Улица Академика Герасимовича – так теперь называется бывшая улица Сербиченко, самая длинная в Крюкове.

Но есть еще и малая планета – Герасимович. И лунный кратер его имени. "Телеграф" рассказал о человеке, которого приглашали в Гарвардскую обсерваторию и которого  приговорили к расстрелу из-за доноса.

Кременчужанин Борис Герасимович в 10 лет поступил в Полтавскую гимназию, но не доучился год: за участие в революционных волнениях его исключили. Но в итоге ему удалось получить аттестат и стать студентом физико-математического факультета в Харькове. Далее – звание доктора физико-математических наук, высокие должности, заграничные командировки: Дания, Франция, США. Три года он был в научной командировке в Гарвардской обсерватории. В 1931 году Герасимович был приглашен в Пулково заведовать Астрофизическим сектором, а с 1933 года стал директором Пулковской, тогда Главной Российской астрономической обсерватории.

Основные его работы связаны с проблемами нестационарности звезд, их внутреннего строения и эволюции, звездной статистики, физики межзвездной среды и планетарных туманностей, строения звездных атмосфер, теоретической астрономии, физики Солнца. В 1928 году совместно с американским астрофизиком Дональдом Говардом Мензелем он выполнил пионерскую работу, рассматривающую процессы высвобождения энергии звезд с точки зрения статистической механики. Борис Петрович стал первым астрономом, серьезно рассмотревшим астрономические аспекты космических лучей. Он уделял много внимания изучению Солнца. Принимал участие в нескольких экспедициях для наблюдения полных солнечных затмений. Всего его научное наследие насчитывает более 170 научных статей.

С 1934 года советская и мировая астрономическая наука готовилась к солнечному затмению 19 июня 1936 года. Оно должно было наблюдаться преимущественно на территории СССР. Расширившиеся в связи с этим зарубежные контакты директора Пулковской обсерватории Герасимовича привлекли внимание НКВД. Было начато расследование "контрреволюционной вредительской организации" в среде научно-технической интеллигенции Санкт-Петербурга.

В ноябре 1935 г. в Пулково неожиданно была направлена проверочная комиссия, в которой не было ни одного астронома. На Герасимовича и его коллег посыпались обвинения. Его обвинили в введении "гарвардских тем", в приобретении якобы устарелой заграничной техники в ущерб отечественной, в дублировании некоторых зарубежных работ, научной несостоятельности. Обвиняли в печатании научных работ в основном в иностранных журналах. Герасимович два раза подавал просьбу о своей отставке с поста директора, но общее собрание АН СССР отклонило просьбу Бориса Петровича.

Сыпались все новые обвинения, доносы. Начались аресты ученых. В итоге Герасимовича и его коллег обвинили в "участии в фашистской троцкистско-зиновьевской террористической организации, возникшей в 1932 году по инициативе германских разведывательных органов и ставившей своей целью свержение Советской власти и установление на территории СССР фашистской диктатуры". Из пулковцев Борис Герасимович был арестован последним. В 1937 году смертный приговор ему привели в исполнение - в тот же день. А реабилитировали – через 20 лет.

В 1961 году в Беркли (Калифорния) имя Герасимовича было присвоено кратеру на обратной стороне Луны. А открытой в августе 1970 года в Крымской астрофизической обсерватории малой планете № 2126 было присвоено название "Герасимович".