STATUS QUO

Пираты XXI века. Республика наносит ответный удар

Даже в эпоху социально-экономического кризиса существуют сферы, в которых страна занимает передовые позиции. Международный альянс интеллектуальной собственности (IIPA) неоднократно называл Украину лидером среди нарушителей авторских прав: ей уступают лишь такие страны со слабым уровнем защищенности интеллектуальной собственности, как Чили, Китай, Индия, Индонезия, Россия, Таиланд и Вьетнам.

До 2014 года Соединенные Штаты угрожали Украине санкциями за интеллектуальное пиратство. Но после событий 2014-го от этой идеи отказались. Тем не менее, проблема остается на уровне животрепещущей.

Не далее как вчера, 2 октября, по пиратству был нанесен если не сокрушительный, то по оценке действующих законодателей, значительный удар. Президент Петр Порошенко подписал закон Украины "О внесении изменений в статью 5 закона Украины "О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных".

Что изменилось?

Согласно статьи 3 закона, "распространение на территории Украины экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ и баз данных, а также их прокат разрешаются лишь при условии их маркировки контрольными марками".

Новопринятая норма ужесточает процедуру получения и использования контрольных марок.

Если ранее такие документы как:

- заявление установленного образца;

- перечень наименований экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных установленного образца с указанием произведений, зафиксированных на этих экземплярах (на языке, который используется для оригинала соответствующего экземпляра)

подавались в бумажном виде, то отныне следует прилагать и электронную версию.

Также новая редакция статьи 5 обязывает учреждения в течение трех рабочих дней со дня выдачи контрольных марок опубликовать на своем официальном сайте перечень наименований аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных и так далее, по которым принято решение о выдаче контрольных марок.

Также необходимо обнародовать количество марок и дату их выдачи.

По версии законодателей, именно это "создаст дополнительный и весомый механизм борьбы с нарушениями законных прав и интересов лиц, которым принадлежат права на объекты авторского права", а также обеспечит "эффективную защиту прав интеллектуальной собственности на национальном и международном уровнях".

Как можно заметить, нововведения по большей части касаются узкопрофильных специалистов, и, конечно же, не охватывает всей системы взаимоотношений между создателями контента и конечными потребителями. К тому же в эпоху интернета такой вид распространения аудио- и видеопродукции как диски, скорее всего, станет такой же архаикой как виниловые пластинки и диафильмы к фильмоскопам. Основной сферой обращения интеллектуального продукта является интернет. Поэтому есть смысл акцентировать внимание не том, какие именно объекты защищаются авторским правом, в каких случаях, используя текстовой, звуковой или видеоконтент пользователь становится пособником пиратов, а в каких берет свое.

Что защищается авторскими правами?

Объектами авторского права считаются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения, а также от способа его выражения.

Отсутствие градации произведений по уровню качества указывает на то, что авторскими правами может защищаться практически все, даже надпись на заборе.

Параллельно с этим следует иметь в виду, что часть контента не может быть объектом авторского права ни при каких условиях: официальные документы (даже если авторы вкладывали в них душу), государственные символы, фольклор, программы, телепередач, расписание движения транспорта, а также сообщения о событиях и фактах, имеющих исключительно информационный характер, в частности новости.

Почему в Украине не соблюдаются авторские права?

Чаще всего эксперты называют два обстоятельства: родимые пятна совка и жабу.

Якобы люди, пережившие социалистический реализм, в большинстве  своем считают, что все находящееся вокруг них – народное, следовательно, ничье и является общедоступным. Отсюда их беззастенчивое пользование услугами пиратов и передача этого качества подрастающему поколению.

Пункт второй – крайне низкий уровень материального обеспечения населения, которое не в состоянии приобретать интересующий его контент. Например, плата за право скачать новый диск раскрученной группы может доходить до 12-15 долларов США (300-400 грн.).

Также следует отметить неспособность или нежелание государственных органов расправиться с пиратством. Например, заблокировать абсолютно все сайты, которые имеют признаки пиратских.

Можно ли качать классику?

Но не стоит забывать и о таком понятии, как "сроки действия авторских прав". Практически во всех странах продолжительность авторских прав определяется по следующей схеме: в течение жизни автора плюс фиксированный срок после окончания его земного пути, как правило, от 50 до 100 лет.

В Украине наследники могут пользоваться авторскими правами в течение 70 лет. По истечении этого срока интеллектуальный продукт переходит в общественное пользование. Что это означает? Это означает, что классика – не только бессмертна, но и поистине принадлежит народу. А это, в свою очередь, значительно облегчает жизнь потребителю, у которого всегда есть выбор: заплатить за новоделы или наслаждаться уже проверенным продуктом бесплатно.

Авторское право в мире антиутопии

В цивилизованных странах за авторский контент принято платить. Причем иногда, по украинским меркам, платить немало. Однако и потребитель интеллектуального продукта вправе поставить вопрос о том, что он тратит свое время и силы на расширение аудитории того или иного автора, а нередко и на популяризацию его деятельности. Ведь, как известно, популярность и слава в современном мире – такой же капитал, как и любой другой, имеющий способность к монетизации.

Количество созданного на сегодняшний день контента таково, что одному человеку пришлось бы потратить тысячи жизней на ознакомление со всеми произведениями. Уже сегодня, например, в эпоху стремительного развития блогосферы возникает вопрос: а кого больше - писателей или читателей? И кто кому больше должен? Если уже сегодня многие авторы активно борются за читательскую и зрительскую аудиторию, то не исключено, что в обозримом будущем будет поставлен вопрос и о защите читательских и  зрительских прав. Например, об оплате труда читателей и зрителей, а также строгого соблюдения их прав на то, чтобы нежелаемый ими контент не попадался им  на глаза и не влетал им в уши.

 
comments powered by Disqus