На вопросы отвечал заместитель командира батальона патрульной полиции Павел Пипенко.

- Павел Сергеевич, очертите главные задачи патрульной полиции в городе.

- На патрульную полицию возложены задачи обеспечения и поддержания общественного порядка, предупреждения и выявления правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, правовая пропаганда среди людей, особенно среди учащейся и студенческой молодежи. Это - основные задачи патрульной полиции. А также - популяризация полиции как ведомства, как отдельной структуры в государстве. Поскольку мы пришли на смену старой милиции, уровень доверия к которой среди неселения был предельно низок. Им не доверяли, пожалуй, сами члены семей милиционеров, поскольку эта структура была в корне неэффективной.

Сейчас к нам пришли молодые и мотивированные люди, которые работают для того, чтобы поднять имидж и доверие. Это довольно-таки нелегко делать, поскольку долгое время на этом фоне работа вообще никакая не велась. От органов правопорядка старой милиции нельзя было ничего добиться, в них всегда были очереди, они всегда были чем-то заняты, интервью не давали, а на запросы давали короткие ответы. Мы же поверили в эту реформу, и с помощью молодого коллектива выполняем возложенные на нас обязанности в этом конкретном регионе.

О безопасности дорожного движения

- Начнем по безопасности движения на дорогах. Почему к нарушителям-водителям полиция применяет хоть какие-то меры, а к пешеходов, которые переходят дорогу, где им вздумается – почти нет?

- У нас ежедневно выходит на патрулирование города в среднем 17-18 автопатрулей. За смену каждому патрулю на планшет приходят задачи. Это своеобразный квест. Им приходит четкая задача, например, семейная ссора, и они едут ее выполнять. Так и нарушение правил дорожного движения. Патрульные приезжают, проводят профилактическую беседу или выносят постановление.

В административном кодексе за нарушение правил дорожного движения пешеходами, заложен штраф в 51 гривну. Но таким малым штрафом мы человека никак заставим выполнять правила дорожного движения. К тому же, мы работаем 5 месяцев, и не можем понять и преодолеть то, что складывалось годами. Человеку приходится объяснять, что есть обязанности водителей, а есть обязанности пешеходов.

Мы, патрульная полиция - орган, который не является карательным, и призван для того, чтобы людям разъяснять правила поведения. Людям, которые воспитывались на советских стереотипах, трудно что-то объяснить, из-за отсутствия видения того, что надо жить по-новому. Этот перeломный период нам предстоит пережить, хотим мы этого или нет.

- А, может быть, стоит нарушителей наказывать чаще, хоть и на 51 гривну? Если он будет получать такой штраф регулярно, возможно, все-таки задумается, что стоит соблюдать правила дорожного движения. Не целесообразно проводить месячники или еженедельники отработки нарушений ПДД пешеходами?

- У нас есть люди, которые привлекаются за мелкое хулиганство. Многие из них привлекаются и по-третьему, и по-четвертому, и по-пятому разу, и это их совершенно не дисциплинирует. Они получают штраф 150 гривен, и это на них никак не действует.
Мы начали с пропаганды - сейчас просто обращаемся к людям, проводим с ними беседы, а позже будем понемногу доставлять людей в отделения полиции, где будем составлять административные протоколы.

- Как долго продлится такой профилактический период, и когда начнете применять более решительные действия к правонарушителям?

- С окончанием сезона отпусков и массового отдыха людей, когда люди перестанут массово потреблять алкоголь на пляжах, когда уменьшится количество конфликтов и грабежей, нагрузка на патрульных уменьшится, и у нас освободится рабочее время, мы сможем выделять время на борьбу с теми же пешеходами-нарушителями .

О стихийной торговле

- У Южного вокзала всем известное место несанкционированной торговли. Там продавцы не имеют никаких разрешительных документов, к тому же они размещаются на проезжей части, мешают безопасности движения. Почему никто не борется с этим явлением, причем уже очень долго?

- Мы поднимали этот вопрос перед городскими властями. Патрульная полиция не является всесильным органом. У нас еще есть мэрия, коммунальное предприятие по вопросам благоустройства. Нас уверяли, что будут обустроены места для торговли. Потому, когда пытаемся выгнать людей оттуда, они нас спрашивают: «А куда нам идти?» Мы не можем им ответить. А должно быть место для торговли, чтобы мы указывали людям, где им нужно находиться.

- Но есть конкретные факты - люди стоят на проезжей части, а они не имеют права там находиться и мешать участникам движения.

- Когда они стоят, мы можем повлиять на их только словом, делаем замечания, чтобы они ушли и, в большинстве случаев, они слушают. Составление протокола на одну бабушку ничего не изменит, ведь там торгуют около полутора тысяч человек. Немалую роль играет и то, что сами полтавчане продолжают активно ходить туда за покупками. Если бы каждое утро там не стояли очереди покупателей, то, возможно, было бы легче побороть это явление.

- Тогда возникает впечатление, что полиция бессильна бороться с массовыми нарушениями. Вы идете на уступки продавцам, покупателям. Что тогда полиция может дать в плане улучшения правового порядка в городе, по сравнению со старой милицией?

- Мы просто пытаемся людям объяснять, не заостряя эскалацию насилия. Каждый имеет право на защиту, и мы защищаем права граждан. Мы не можем взять на себя полномочия городских властей, мы только обеспечиваем общественный порядок. Мы постоянно направляем запросы к городским властям с просьбой выделить для торговцев отдельное место.

Как только из городского совета нам поступит информация о том, что новый рынок построен, и на нем есть места для торговли, тогда мы начнем направлять туда людей.

- Сколько вызовов в сутки получает один экипаж, в среднем?

- В среднем 10-12 вызовов на один патрульный экипаж. Но вызовы бывают разные - то у бабушки перегорела розетка, то обвалилась штукатурка.

- Но такие события не относятся к компетенции полиции.

- Мы не можем не реагировать, потому что обязаны ехать на любой вызов.

- Здесь ведь нет даже состава правонарушения.

-  Ситуацию можно понять только на месте. Ведь неизвестно, вдруг полезет человек, у которого не работает розетка, чинить ее сам, и его ударит током, и убьет .. А тогда крайними будут работники полиции, которые не отреагировали. У нас очень много самых разнообразных случаев.

- Но в то время, пока полиция кому чинит розетку, может произойти убийство, ДТП, кража.

- Действительно, часто приходят такие вызовы, которые вызывают лишь улыбку. То человек просит станцевать стриптиз его жене, то бабушка вызывает отвезти ее с рассадой на электричку. Пользуясь случаем, хотим обратиться к полтавчанам с просьбой не вызывать патрульную полиции без необходимости.

- А за ложные вызовы люди несут ответственность?

- Да. Но за это предусмотрен штраф в размере до 51 гривны. Человек может десять раз пошутить, а потом просто заплатить 500 гривен штрафа за свои развлечения. А нас закон обязывает выезжать на каждый вызов.

- Как отделения полиции реагируют на ваши сообщения? И на все реагируют?

- Это вам лучше обратиться к руководству отделений полиции, и они вам расскажут. Мы подаем туда рапорты, но не отслеживаем их дальнейшее рассмотрение. Конечные решения принимает отделение полиции. Мы только собираем и передаем информацию. Мы - это первая линия обороны общественного порядка, вторая - это участковые офицеры, третья - уголовный розыск, четвертая - это уже подразделения следствия.

- Хватает ли вам патрульных автомобилей для полноценного патрулирования города?

- У нас город патрулируется полноценно.

О распитии алкоголя и курении в общественных местах

- Какие действия совершают патрульные, когда видят, что люди распивают алкогольные напитки в общественных местах?

- Согласно админкодексу наказаний за такие действия штраф - 51 гривна. Мы накладываем регулярно такие штрафы, но это не действенно. В силу того, что культура распития алкоголя в государстве складывалась годами, и алкоголизация как людей старшего возраста, так и молодых, довольно значительна. Поэтому важно прививать культуру употребления через средства массовой информации и поднимать верхнюю границу штрафов.

Мы понимаем, что распитие алкоголя является причиной большого количества правонарушений. Например, на пляжах все сейчас выпивают массово. А из-за этого возникают конфликты, похищения личных вещей.

- Я живу у Каштановой аллеи на центральной улице, ежедневно вижу, что патрульная полиция проезжает часто, но редко останавливается и подходит к отдыхающим, которые устраивают «застолье» прямо на парковых скамейках вдоль пешеходной дорожки.

- Дело в том, что когда патрульный экипаж едет на задание, у него срок реагирования на задачи и прибытия на место происшествия составляет до 5 минут. Когда патруль едет на вызов, он не может останавливаться, поскольку у него нет для этого времени. Основная концепция патрульной полиции - это скорость реагирования на просьбы человека о помощи. Только во время, когда у патруля нет конкретного задания, они могут остановиться и провести беседу с нарушителями.

За 5 месяцев в патрульную полицию Полтавы поступило 22724 вызовов

- Отмечается увеличение количества распространения оружия на Полтавщине из-за войны на востоке?

- Тенденции увеличения количества оружия не замечалось. Возможно, главное управление национальной полиции вам предоставит больше информации по этому вопросу.

- Хотелось бы ознакомиться со статистикой.

- С начала нашей работы, с марта, у нас было 22 724 вызовы по номеру «102». Кроме этого, 16 808 нарушений патрульные зафиксировали самостоятельно.

- Сколько из этих вызовов были переданы оперативно-следственным подразделениям, если там имели место признаки уголовных преступлений?

- Такие подсчеты не ведутся. Задача патрульной полиции - это только первичное выявление правонарушения, она не контролирует, как расследуются выявленные преступления.

Виталий ВЬЮН, "Полтавщина".