пеньков, подготовка к детскому садуПедиатр Андрей Пеньков - о том, как понять, что ребенок уже может посещать детский сад, об эмоциональной, физической, медицинской подготовке и проблеме адаптации.

Дальше - прямая речь.

Вопрос о том, в каком возрасте стоит отдавать ребенка в детский сад, звучит довольно часто. Полвека назад детей отдавали в ясли в трехмесячном возрасте, и это считалось нормальным. Дальше стало чуть лучше – можно было посидеть дома год. Сейчас женщина имеет возможность пробыть с ребенком три года.

За рубежом в некоторых странах, кстати, и сейчас детей отдают в детские сады очень рано. Например, в Голландии отпуск по уходу за ребенком длится всего несколько месяцев. По истечению этого срока большинство родителей прибегают к услугам яслей, детского сада или бэби-ситтеров.

Мое мнение – нельзя четко сказать, в каком возрасте ребенок готов посещать детский сад. Например, два с половиной года исполнилось – значит, готов. Это очень индивидуально.

Но можно говорить о неких "показателях готовности".

Готовность к коллективам я бы разделил на две составляющие:

  • эмоциональная;
  • физическая.

Эмоциональная готовность

Эмоциональная готовность заключается, прежде всего, в том, чтобы ребенок смог справиться со страхом отлучения от родителей. Это первое.

Второе - ребенок должен уметь находить себя в коллективе, уметь выстраивать элементарные диалоги и отношения и при этом чувствовать себя комфортно. Конечно, это зависит не только от ребенка, но еще и от того, как взрослые-воспитатели выстраивают отношения со своими подопечными. Потому что дети до 7-8 лет – все поголовно эгоцентрики, они не понимают, что такое коллектив. Они понимают только, что такое "я и мои потребности". Взаимодействию в коллективе, взаимодействию с другими людьми детей должны учить взрослые. Это тот опыт, который необходим каждому, чтобы научиться чувствовать коллектив.

Здесь есть сопутствующий важный момент. Не все дети и далеко не всегда умеют контролировать свои эмоции. Эмоциональный контроль – это тоже навык, которому надо учить. В 2-3 года ребенок априори не может контролировать свои эмоции. И если педагог встречает ребенка, находящегося в состоянии разбалансировки, то совершенно бесполезно и бессмысленно пытаться такого ребенка чему-то научить. Дети, находящиеся в состоянии истерики и эмоционального дисбаланса, не воспринимают информацию. Сначала ребенка надо успокоить, создать ему комфортные условия. А потом уже пытаться с ним общаться, объяснять ему, почему та или иная модель поведения в коллективе неприемлема.

Физическая готовность

Физическая готовность – это, прежде всего, навыки самообслуживания. В идеале к тому моменту, как пойти в детский сад, ребенок должен уметь самостоятельно одеваться и ходить в туалет. Как минимум – уметь просить помочь ему с этим. Это оградит его от порицаний и "пинков" со стороны персонала, который страшно не любит, когда ребенок писяет мимо унитаза или в штаны.

Дети разные. У них разные темпы созревания всех функций. Не совсем деликатное и не совсем педагогически грамотное отношение к детям в таких элементарных вопросах, как удовлетворение физиологических потребностей, может приводить к серьезным психотравмам. Ведь что главное для ребенка? Безопасность. Место, куда он идет, должно быть безопасным, а среду эту создают и контролируют взрослые. Там, где постоянно ругают, - небезопасно. Ребенок навсегда теряет желание идти в детский сад или любой другой детский коллектив, если там он чувствует себя небезопасно.

Медицинская подготовка

Нужна ли специальная медицинская подготовка к первому посещению садика или школы? Нет, не нужна. Никаких витаминов или препаратов принимать не надо. Единственное, что я рекомендую сделать, - все прививки.

Подготовка родителей

Несколько слов о настрое родителей перед тем, как они начнут водить ребёнка в детский сад.

Мама должна твердо понимать, что она готова, что папа готов, что ребенок готов. Это важно. Может оказаться так, что детский сад не готов конкретно к вашему ребенку. К этому нужно отнестись философски и понять, что первый заход – это пробный заход.

Конечно, есть люди, у которых необходимость посещать детский сад продиктована жизненной потребностью: надо работать, помощи ждать неоткуда, бабушек-дедушек рядом нет, за ребенком смотреть некому.

И, как правило, если родители легче относятся к этому вопросу и сильно не заморачиваются, то и дети проще переживают знакомство с детским садом. Настрой родителей имеет большое значение. Если вы заранее всего боитесь и считаете, что детский сад – это исключительное зло, то так оно и будет.

Рекомендации

Рекомендую сделать несколько пробных визитов в детский сад на полчаса-час. Во-первых, нужно показать ребенку все помещения – спальню, игровую комнату, туалет, раздевалку - и рассказать ему, что он там будет делать. Понимаете, ребенок всю свою жизнь чистил зубы в домашней ванной, ходил в домашний туалет, и у него есть мнение, что все в мире, связанное с гигиеной, выглядит так, как его домашняя ванная комната.

Ребенку надо объяснить, что формы могут быть разными, имея при этом одинаковый функционал. Это называется генерализация навыка. Считается, что навык закреплен, если, например, ребенок без труда сумел сходить в туалет в трех местах, сесть покушать в трех разных местах и воспользоваться тремя различными по форме вилками, ложками, чашками. То есть ребенку надо объяснить, что, условно говоря, дырка в полу – это тоже туалет. Иначе это может стать причиной расстройства здоровья. Некоторые дети начинают страдать функциональными задержками - например, возникают проблемы со стулом, которые могут перерасти в запор, а это уже надо лечить.

Второй момент - при эмоциональной подготовке было бы неплохо, чтобы ребенок заранее познакомился с педагогами и сверстниками и в идеале - установил контакт с воспитателями. Это очень серьезная проблема нашей страны: здесь многие педагоги считают – а кто такие дети, чтобы с ними устанавливать контакт? Но когда ребенок попадает в незнакомый детский коллектив, он всегда испытывает некие дискомфорт и стресс. Поэтому знакомство и контакт – необходимы.

Если уж говорить о подходах адаптации ребенка к детскому саду, школе – они общие и у нас, и на Западе. Но у нас есть свой колорит. Он состоит в том, что среднестатистический педагог не знаком с таким понятием, как возрастная психология. У нас общество устроено таким образом, что дети считаются неудобными: они активные, они шумные. Их надо развлекать, им нужно уделять внимание, с ними нужно бесконечно играть. Иногда поведение детей бывает вызывающим. Но взрослые должны терпеть, понимая, что это ребенок, что у него есть особенности, что он видит свою задачу в том, чтобы привлечь к себе внимание. Ни в коем случае нельзя на него кричать, закрывать рот и запрещать что-то делать – тогда он будет себя вести еще хуже.

Например, возьмем 2-летнего ребенка. Он может еще не уметь пользоваться горшком. Он попадает в наш среднестатистический детский садик, где на одну воспитательницу – больше 20 детей, и эта воспитательница или нянечка считает, что ребенок чуть ли не в год должен есть ложкой и пользоваться горшком. И если ребенок чего-то не сделал или сделал не так, это может стать причиной серьезного психологического давления.

Проблема адаптации

Я категорически не согласен с расхожим мнением, что "адаптация" ребенка к детскому саду может проявляться в расстройстве сна, обгрызании ногтей, истериках, поносе, рвоте, избиении родителей и так далее. Это все – не адаптация, а симптомы психологической травмы.

Конечно, адаптация - это всегда стресс. Но стресс стрессу рознь. Если поведение ребенка резко меняется – значит,  это "удовольствие" вам не подходит. Нужно уметь признавать, что дети могут быть эмоционально и физически не готовы к посещению коллектива. Значит, вам не надо сейчас идти в детский сад, надо подождать.

Болезни в детском саду

По поводу болезней. Правда ли, что дети, которые идут в садик или школу, начинают чаще болеть? Да, это так.

Приобретенный иммунитет формируется в первые 7-8 лет жизни. Когда ребенок постоянно находится в ограниченном пространстве, дома, то у него меньше контактов с окружающим миром, он болеет реже.

У детей, которые посещают детский сад, норма болезни выше, чем у тех, которые не посещают: у непосещающих – это 6-8 случаев ОРЗ за год, у посещающих - 10-12.

В каждой семье складывается свой "микрокосм" из вирусов и микробов. И когда люди сходятся в одну группу и приносят туда свои микробы, то для их сверстников это не "свои" микробы, а свежие возбудители. Происходит обмен вирусами, и дети начинают чаще болеть. Но в этом есть природный смысл. Большинство похожих одна на другую вирусных инфекций способствуют выработке вторичного иммунитета. И это правда, что если ребенок сидит дома, а потом идет в школу, то он в первом классе "догоняет" все то, чем не переболел в более ранние годы.

Социальная адапатция

Существует довольно распространенное мнение, что посещение детского сада необходимо с точки зрения  социальной адаптации. Я считаю, это миф. Думать, что только садик или школа сделает из вас человека, – по меньшей мере, странно. Ребенок может прекрасно общаться и адаптироваться, посещая всевозможные кружки, быть счастливым и общительным и без садика.

Да, с определённого возраста любому ребенку необходимо общение со сверстниками. Часто ровесники бывают детям нужнее, чем родители. Главное – покрыть потребность в этом общении, а где и как она будет покрыта – уже не так важно.