STATUS QUO

Шумиха вокруг "групп смерти" сделала их модными - эксперт

Пристальное внимание к так называемым "группам смерти" дало обратный от ожидаемого эффект и спровоцировало у детей и подростков  всплеск интереса к "синим китам" и сообществам самоубийц. Об этом заявила президента ассоциации многодетных семей АММА, доцент кафедры социальной работы и социальной педагогики Харьковской гуманитарно-педагогической академии Юлия Ибрагим. По ее словам, профилактика фактически превратилась в пропаганду. Социальные педагоги в своем стремлении помочь детям зачастую действуют топорно и грубо, что подталкивает подростков к участию в опасных играх.

"Например, в школах устраиваются прилюдные проверки. При всем классе заставляют детей закатывать рукава и показывать, нет ли у них на руках характерных царапин, порезов, рисунков. Если вызвал подозрение или отказался демонстрировать при всех части тела - сразу же ставятся в известность родители. Но это же неправильно! Во-первых, не все родители адекватно реагируют на проблему. Порой неподготовленные должным образом мамы и папы начинают упрекать, ругать ребенка, окончательно загоняя его в стрессовое состояние и подталкивая к шагу, который может быть фатальным. Во-вторых, об "интересной игре" вдруг узнают и те дети, которые о ее существовании и не догадывались. Это возбуждает интерес попробовать, ведь дети очень любопытны", - отметила Ибрагим, пишет "Вечерний Харьков".

По словам Ибрагим, чтобы справиться с проблемой, нужно наоборот подавить интерес подростков к смертельному квесту, который в последнее время стал просто модным. "Нужно продумать механизмы, позволяющие затереть  проблему в головах детей, чтобы они воспринимали смертельную игру как абсолютно глупую затею, а не как модную и интересную, - говорит она. - Наверное, должно появиться нечто равноценное, что могло бы увлечь детей, но при этом имело бы положительный настрой. Возможно, по принципу тех же квестов и заданий, но не приводящих к суициду, а направленных на развитие навыков, получение новых знаний. То есть придумать механизм, чтобы социальные сети были обучающими в правильном русле". Это должна быть комплексная работа, к которой необходимо привлечь и IT-специалистов, педагогов, и психологов, и киберполицию.

Кроме того,  родители должны уделять детям максимум внимания. "Важно, чтобы дети были заняты - пусть это будет изучение какого языка, спортивная секция и т. д., чтобы они не тосковали дома в ожидании взрослых. Если ребенок уже попал в опасную группу - в этом есть доля вины родителей. Поэтому ругать ребенка нельзя. Нужно просто стать ближе, ввести какие-то моменты совместного времяпрепровождения. С детьми нужно гулять, причем не так, как это часто бывает: мама - в телефоне, а отпрыск, предоставленный сам себе, бегает рядом. Нужно общаться с ребенком - смотреть ему в глаза, разговаривать. Это очень важно, дети в этом нуждаются и, если не находят этого в родных взрослых людях, найдут в чужих. Поэтому дети и сидят в соцсетях - там их выслушают, поймут, научат, - отметила Ибрагим.