киваМы продолжаем рубрику "Смешные непроходные", и наш сегодняшний герой - Илья Кива.

Интернет-остряки пытаются доказать, что Кива - это смешно. Сам герой своим нестандартным поведением дает для этого массу поводов. Хотя на самом деле Кива - это не смешно, а грустно: это драма человека, который оказался не в том времени.

Киве бы родиться лет 100 или 150  назад - тогда его фигура не казалась бы столь нелепой. Довольно легко представить себе Киву в кожанке, расстреливающим контрреволюционеров. Или Киву в окружении барона Унгерна, железной рукой крошащего большевиков. Органичен был бы Кива в форме сотрудника НКВД, выбивающего показания из врагов народа. Во Второй мировой он тоже мог бы покрыть себя славой (кстати, дед Ильи Кивы, Филипп, был участником войны и героем Советского Союза).

А вот потом ему бы места не нашлось. И в Украине ему бы место не нашлось, если бы не события 2014 года, которые вынесли в публичность много таких людей. Правда, до 2019-го в публичном и даже в физическом плане дотянули не все. Кива дожил и даже стал кандидатом в президенты. Но вряд ли его ждет светлое будущее. Потому что вся его недолгая политическая карьера – это, по сути, борьба яркой, не вписывающейся ни в какие рамки личности с унылой действительностью инфантильного постмодерна. Эту действительность еще никому не удавалось победить. Своей липкой всепроникающей мягкостью она легко обращает героев в безумцев, а романтиков - в коррупционеров, лениво пережевывая и сплевывая на свалку истории тех, кого не удалось обратить. Кива пока держится, но весь вопрос в том, чем он закончит - обращением или свалкой.

Итак, до появления на политической сцене Кива занимал ряд малозначительных должностей в государственной хозяйственной системе – инженер-технолог на железной дороге, замначальника отдела Службы автомобильных дорог, заместитель начальника Управления защиты прав потребителей... На последней должности он был обвинен во взяточничестве, причем виновным его признал суд, который потом, правда, Киву амнистировал.

Это пятно в биографии не помешало Киве возглавить батальон "Полтава" в конце 2014 года. И тут он впервые проявил себя как человек изобретательный, решительный и слишком жесткий: с пьянством во вверенном подразделении Кива боролся своеобразно.

"Я им угрожал физической расправой, пристёгивал их к столбам на дороге наручниками, и они у меня стояли по двое суток, для того, чтобы они протрезвели и им стало стыдно. Мало того, я их еще и фотографировал и отсылал фотографии родным. Тогда все рассказывали о патриотизме - пусть посмотрят, какие они патриоты. Но таким образом я искоренил алкоголизм", - охотно рассказывал сам Кива.

Как тут не вспомнить снова упомянутого выше Унгерна, который тоже жестоко боролся за дисциплину, применяя пытки и казни. Но тогда время было другое. И то, что 100 лет назад сходило с рук неуемному барону, Киве в современной Украине с рук не сошло. По жалобам со стороны личного состава он был уволен с поста командира батальона, но продолжил карьеру в МВД. Видимо, тут сыграла свою роль личная преданность Кивы министру.

Карьера его была головокружительной: меньше чем за год Кива прошел путь от майора до полковника, на что кадровые правоохранители тратят лет по десять.  Он недолго побыл заместителем начальника УМВД в Донецкой области, потом - та же должность в Херсоне, где он прославился борьбой с контрабандой, т.е. перемещением товаров в Крым и обратно. Потом чуть больше полугода Кива проработал руководителем департамента противодействия наркопреступности  Нацполиции. С октября 2016-го по июнь 2017-го он советник Авакова. Надо полагать, должность советника, т.е. фактически лишение его административной власти в системе МВД, стало началом отторжения системой неуемного полковника.

Но Кива не был бы собой, если бы не попытался снова как-то войти в систему, но с другой стороны. В июле 2017 года Кива оживил общественный интерес к почти уже забытому бренду СПУ. Он возглавил Соцпартию – правда, и тут не без скандала. Нет, никого к столбам на этот раз не приковывали, однако процесс выдвижения Кивы в лидеры партии вызвал противодействие со стороны части партийцев и, прежде всего, Сергея Каплина - еще одного "смешного непроходного", о котором мы обязательно расскажем.

Но как бы там ни было, в президенты от Соцпартии идет именно Кива, а не Каплин. Так что почти забытый бренд он таки закрепил за собой. Правда, до сих пор непонятно, чем ему это поможет, потому что Соцпартия после всплеска интереса к ней, связанного с воцарением там Кивы, опять впала в летаргический сон, по крайней мере - в публичной плоскости, и сам Кива не очень озабочен продвижением древнего по украинским меркам политического проекта, предпочитая двигать проект куда более яркий и узнаваемый, т.е. себя самого.

В публичной плоскости Кива очень активен. Его любит пресса - потому, что этот человек всегда может отмочить что-то, что будет многократно процитировано, а значит - поднимет просмотры и рейтинги. Будь-то призывы к насильственной украинизации Донбасса или гомофобские высказывания - Сеть пусть и с гневом, но при этом со скрытым удовольствием будет тиражировать его слова, фотографии и видео. Вряд ли Кива этому где-то учился специально. Скорее всего, дело в природном чутье на то, что нравится толпе, или, по крайней мере, на то, что толпу способно всколыхнуть. В этом смысле у Кивы перспективы в украинской политике есть.

А в остальном - нет. В общем-то, ни для кого не секрет, зачем в президентских выборах участвуют "смешные непроходные": для них это -инвестиция в политическое будущее. В рамках собственных политических проектов они планируют попасть в парламент или надеются, что кто-то из политических китов их подберет в партийный список, имея в виду заработанную во время президентских выборов узнаваемость. Но кто в здравом уме решится взять в публичные соратники человека, практически не подконтрольного и к тому же шумного? Пример с Семенченко, который стал очень неудобным для рафинированно-либеральной "Самопомощи", - еще перед глазами.

Правда, у Кивы есть еще Соцпартия. Но, во-первых, ее значительная часть находится в "расколе", так и не признав лидерство Кивы. А во-вторых, совершенно непонятно, сколько организационного ресурса имеется в подконтрольной Киве части. Судя по нулевой активности партии в публичном пространстве - ресурса этого очень немного. Да и сам Кива в последнее время сбавил свою публичную активность. Или, что еще более вероятно, просто стал менее интересен для СМИ и сетевого сообщества. И это неудивительно: лидеры первой волны, появившиеся после Майдана, стали публике менее интересны, чем новые персонажи.

Сумеет ли Илья Кива вернуть к себе интерес? Конечно, все может быть, но скорее всего для него участие в выборах - "прощальная гастроль" перед политическим забвением. Что в конечном итоге даже грустно, потому что Кива - человек необычный, яркий и куда более интересный, чем другие персонажи президентской гонки, уныло топящие "за все хорошее, против всего плохого".