Педиатр Андрей Пеньков - о синдроме уязвимого ребенка, гипертревожности родителей, агрессивности медицинской среды и тех проблемах и рисках, которые несет госпитализация.

О чем хотелось бы поговорить сегодня? О раннем детском возрасте – том возрасте, когда происходит интенсивное развитие всех систем ребенка, особенно головного мозга, - и о влиянии определенных действий и процессов, совершаемых в этом возрасте, на дальнейшую жизнь ребенка.

Сегодня мы не будем затрагивать тему того, умеем мы лечить ОРЗ или не умеем. Сегодня мы поговорим о той агрессивной среде, в которую попадают наши дети и родители в случае какого-либо заболевания.

Небольшое вступление. Картина, которую я вижу довольно часто. Приходят два взрослых человека, которым около 30 лет. У них родился ребенок. Он кричит, у него - масса потребностей, которые молодые родители не всегда могут понять и удовлетворить, а еще потому, что ему банально надо привыкнуть к жизни на планете Земля. Естественно, нужно время, чтобы и ребенок, и взрослые адаптировались к новому ритму жизни.

Часто происходит определенный психологический регресс, и взрослые мужчина и женщина сами превращаются в детей. У них на руках - младенец с коликами, он плачет. И два взрослых человека погружаются в прострацию, потому что не знают что делать.

А теперь представьте себе, что чувствует в такой ситуации ребенок. Родители для него – боги, и вдруг эти боги оказались бессильны. Откуда ждать помощи, откуда ждать защиты?

Я говорю немного утрированно, но на сегодня эта проблема приобретает глобальные размеры. Имею в виду неготовность молодых родителей собственно к родительству.

А теперь привяжем эту ситуацию к медицине. На мой взгляд, в данной ситуации можно говорить о таком понятии, как "синдром уязвимого ребенка". Что оно означает? Вот представьте, что в жизни женщины, когда она была беременна или во время родов, происходит какое-то неприятное или трагическое событие. Это могут быть какие-то диагнозы, например, угроза прерывания беременности, или проблемы в отношениях с мужем, или потеря близкого человека.  И потом, после рождения ребенка, женщина-мать, а часто и другие члены семьи либо все семья в целом, начинают чрезмерно переживать за состояние здоровья ребенка или даже за его жизнь. С ребенком может случиться какое-то заболевание, и мама сразу присваивает этому событию "красный" свет, то есть самую высокую степень опасности  - вплоть до угрозы жизни. Здесь проявляется страх смерти, который является базовым страхом для людей.

Как правило, люди у нас не имеют культуры посещения психолога и обсуждения с ним своих проблем. В результате складывается ситуация, при которой мама просто не может справиться со своим эмоциональным состоянием.

У меня в практике был такой случай. Мама мальчика очень сильно переживала в связи с эпизодом аспирации инородного тела, и после этого эпизода при малейшем ОРЗ она везла ребенка в больницу. Четырехлетний мальчик, начиная с возраста полутора лет, по 8-10 раз в год подвергался госпитализации.  И вот однажды, сидя на кровати, этот маленький ребенок говорит: "Бабушка, как же мне это все надоело... Когда я уже умру?" Увы… Случилось то, чего больше всего боялись мама и родственники: ребенок заговорил о смерти. Подвергаясь постоянным интервенциям, ребенок получил тяжелейшую и физическую, и психологическую травму.

Ответственно заявляю: очень важно, чтобы мать находилась в сбалансированном эмоциональным состоянии! Просто потому, что психологическое состояние матери очень сильно влияет на развитие плода,  на старт ребенка после рождения, на первые годы его жизни и формирование характера и реакций во взрослом возрасте.

Я обращаюсь ко всем мамам с просьбой честно признаться: чего вы больше всего боитесь, когда ребенок заболевает и вы бежите к врачу? Вы боитесь за жизнь ребенка? Таковы психология  и ментальность нашего человека - мы все время будем думать о самом плохом.

Но если выйти из состояния перепуганных, угнетенных горем родителей и посмотреть статистику, то вы увидите, что 99,9% заболеваний у здоровых в целом детей заканчиваются выздоровлением!

И вот тут подходим к главному. Когда мама паникует, ей "на помощь" приходит наша медицина, которая работает на усиление страхов: вам скажут, что если вы не будете лечить какие-то проблемы, то запустите ситуацию и что-то упустите, что вы должны лечиться десятью препаратами, и только так можно помочь ребенку и так далее. Маму, находящуюся в нестабильном эмоциональном состоянии, можно убедить в чем угодно.

Вот так и возникает "синдром уязвимого ребенка". Согласно исследованиям Йельского университета, те дети, у которых гипертревожные мамы, получают на 30% больше лекарств и на 40% чаще госпитализируются. Получается, что тревожность - это просто "мед" для медицины и для фармацевтического бизнеса. Человек будет идти и покупать любые лекарства, применять любые схемы, беспрекословно согласится на госпитализацию и так далее.

Ребенок же в подобной ситуации попадает в систему постоянных медицинских интервенций. Если ребенок госпитализирован, то это значит, что в любом случае, независимо от диагноза, он будет получать внутримышечные инъекции, с ним будут проводить какие-то манипуляции и при этом никто не будет налаживать с ребенком индивидуального контакта и заботиться о снижении медицинской агрессии. Он же маленький, потерпит.

Какие это несет проблемы? Дети с синдромом уязвимого ребенка имеют: худшие показатели академической успеваемости; проблемы общения со сверстниками; страхи перед врачами и медицинскими манипуляциями и пр.

Остановимся на некоторых основных моментах агрессивной медицинской среды.

Один из самых важных - вопрос совместного пребывания детей и родителей, в том числе в реанимациях. Сепарация (то есть отделение) и депривация (то есть лишение чего-то) – одни из самых серьезных угроз нормальному развитию детей.

Приведу пример. Во времена Советского Союза практиковалась сепарация в роддомах, то есть раздельное пребывание матери и ребенка. А еще существовали ясли, в которые детей отдавали в возрасте трех месяцев. В результате целые поколения детей с раннего детства были разъединены с родителями.

Позже были проведены масштабные исследования, которые касались детей, воспитанных в детских домах  стран Восточного блока и Советского Союза и вывезенных со временем за границу. Так вот, специалисты констатировали у них разного рода отклонения: поведенческие проблемы или задержки в физическом и умственном развитии различной степени тяжести.

Страх сепарации, страх отделения от матери ребенок испытывает с самого первого дня после рождения. Инстинктивно, на биологическом уровне ребенок чувствует, что рядом с ним есть мать, отец или другой взрослый человек, который может обеспечить его безопасность.

Дело в том, что если ребенок, особенно в первые месяцы и годы жизни, воспитывается в различной степени сепарации или депривации, если он не получает достаточного количества внимания, то он усваивает всеми своими клеточками, что жизнь очень опасна и полна угроз. И вот это впечатление ребенок проносит потом через всю жизнь и живет с постоянным более высоким уровнем стресса, адреналина и кортизола.

Когда вы живете с базовым чувством, что жизнь опасна, малейшие раздражители вызывают у вас высокие показатели степени опасности. В таких случаях ваш организм гораздо быстрее, легче и чаще реагирует на незначительные негативные воздействия, угрозы высокой стрессорной реакцией. Это делает человека более предрасположенным к различного рода сердечно-сосудистым заболеваниям, заболеваниям нервной системы, психической сферы. Отсюда развиваются неврозы и психозы. Естественно, если человек не чувствует себя в безопасности и находится в состоянии хронического стресса, то его здоровье, удовлетворенность жизнью, психологическое состояние всегда будут под вопросом.

Поэтому сепарация маленького ребенка, когда мать олицетворяет для него божество и самую высокую степень безопасности, - потенциально очень опасна.

Следовательно, нужно обеспечить допуск родителей в отделения реанимации и вообще в больницы. Мне могут сейчас возразить – мол, был случай, когда кто-то пьяный напал на врача. Но это другой вопрос. В больницах должна быть круглосуточная охрана, с этого надо начинать. В клинике в США вы никогда не пройдете дальше ресепшена, пока не предоставите ваши паспортные данные, пока вам не выдадут бейдж. Надо говорить не о том, что есть невменяемые родители, а о том, что к пациентам родители должны попадать только во вменяемом состоянии.

Один из основных вопросов медицинской агрессии - это контроль, лечение и профилактика боли у детей, которые попадают в больницы.

Подсчитано, что если недоношенный ребенок попадает на три месяца в отделение интенсивной терапии, то за это время он подвергается 480 различного рода манипуляциям. Большинство из них приносят так называемую процедурную боль - при заборе анализов, при постановке катетера, при интубации, при отсасывании слизи из дыхательных путей и так далее. Отсутствие лечения боли или управления этой болью влияет не только на состояние здоровья этих детей, но и на их выживаемость в целом.

Сегодня есть масса способов борьбы с болью, связанной с медицинскими вмешательствами. Например, ребенку можно положить на 30 минут крем – местное обезболивающее, и только потом ставить катетер для последующего внутривенного введения препаратов. После стабилизации состояния его стоит перевести на оральные формы принятия препаратов и выписать домой.

Кто занимается реабилитацией детей, которые находились в реанимации оторванными от родителей? Как много больниц в Украине имеют психолога в штате? Как много психологов в Украине знают, как работать с проблемой посттравматического расстройства у детей, которые долго лежали в больнице или же часто попадали в больницу?

На все эти вопросы – неутешительные ответы.

Поэтому в больницах и после выписки сами родители должны помогать детям пережить саму эту травматическую ситуацию – госпитализацию.

Во-первых, надо все время с детьми разговаривать и объяснять, что такая ситуация - вынужденная. Самое дикое и самое страшное для ребенка – это предательство родителей. Потому что в больнице ребенок видит, как на глазах у родной мамы, которая для него является высшей гарантией безопасности, и с ее молчаливого согласия ребенка уносят на манипуляции, ребенку делают уколы, у ребенка берут анализы, его скручивают, а мама еще и помогает медперсоналу.

Ребенку любого, подчеркну – любого возраста нужно объяснять, что это было вынужденно, что мама в данной ситуации в силу обстоятельств тоже не имела права голоса. И эту историю постоянно нужно доставать, "проигрывать". Когда ребенок проговаривает, "проигрывает" негативные события, его подсознание потихоньку стирает их из памяти. Если же стараться их замалчивать и обходить острые углы, то подсознание рано или поздно вытеснит это событие куда-то глубоко, потому что оно неприятное. Но в определенный момент в каких-то похожих ситуациях произойдет рестимуляция, и человек даже не будет понимать, откуда взялась тревога. Что угодно - запах, внешний вид чего-то, звук - могут запустить всю симпатическую систему, и у человека начнутся панические атаки. Он не сможет объяснить, почему так реагирует. Вроде все в порядке, все живы- здоровы, но какая-то тревога внутри заставляет сердце биться чаще, повышается давление. Человек становится нефункциональным, он теряет работоспособность и контроль над собой. Это все - результат каких-то прошлых событий, прошлых проблем, которые остались вытесненными и не проработанными в сознании. Поэтому нужно не стесняться ходить к психологу.

В Европе даже в хосписах, где находятся дети с безнадежными диагнозами, обязательно есть игровые зоны.

В нашей же стране, если ребенок госпитализирован, то это значит, что у него не будет возможности играть, рисовать, продолжать обучение, в конце концов – иметь доступ к бесплатному Wi-Fi.

Мы должны создать в больницах игровые зоны, причем разные. Это зоны для мелкой моторики, зоны для двигательной активности с горками и качелями, зоны, где можно собирать конструктор, зоны, где можно ездить на машине или беговеле.

В каждой палате обязательно должны быть какие-то игрушки и телевизор. В идеале во многих отделениях должны быть игровые приставки.

Резюмируем.

Поймите, старт жизни очень важен. Мы даже не можем себе представить, насколько серьезно все события, связанные с больничной средой, влияют на вектор развития морфологии (структуры) мозга, которая наилучшим образом формируется в тишине, покое и любви.

Сейчас уже научно доказано, что сепарация детей, попадание детей в интенсивную терапию, повторное попадание в больницу может приводить, во-первых, к серьезным нарушениям в когнитивной сфере. Это значит, что дети будут хуже учиться или утратят часть навыков, которым владели до госпитализации.

Во-вторых, у таких детей возможны различные поведенческие расстройства. Боязнь уколов, боязнь врачей, боязнь больницы, боязнь оставаться одному –это все может перерасти в фобии. Это может привести к тому, что ребенок будет себя чувствовать угнетенным, депрессированным, и это вполне может помешать формированию отношений со сверстниками.

То есть ребенок, если он постоянно госпитализируется и подвергается медицинским интервенциям, постепенно утрачивает социальные навыки.

И чем больше таких негативных событий переживает ребенок в первые 3-4 года жизни, тем больше шансов, что проблема зафиксируется на всю оставшуюся жизнь. Получается, что мы сознательно уничтожаем потенциал наших будущих поколений.