В пасхальные дни миллионы людей отправятся в храмы, почувствовав свою причастность к величайшему явлению под названием "православие". Но уже ко вторнику окропленные в храмах куличи будут съедены, а скорлупа от пасхальных яиц - утилизирована хитрыми способами, основанными на суевериях. На этом, увы, для миллионов людей общение с церковью закончится до следующей Пасхи или до не обходящихся без церкви обрядов крещения, венчания либо отпевания. Поэтому мы решили поговорить с настоятелем Свято-Преображенского храма Харькова, протоиереем Виктором Бурбелой не столько о Пасхе, сколько о том, зачем нужен храм в нашей повседневной жизни и что такое быть православным? Но начнем, конечно, с пасхальных праздников.
- Отец Виктор, когда я на Пасху прихожу в храм, я часто вижу водку в корзинках, пьяных людей, ругань и толкотню во время крестного хода... Разве это - верующие?
- На Пасху в Храме можно видеть разные категории людей. Те люди, которые являются постоянными прихожанами, или те, кто все-таки пришел молиться, обычно стоят внутри храма. Потому что там идет служба, ее обязательно надо слышать, они участвуют в богослужении и понимают, что происходит. А вторая категория людей – те, кто редко ходит в храм. Очень часто их визит связан не с тем, чтобы поучаствовать в богослужении, а с тем, что будут что-то освящать, как, например, воду на Богоявление, виноград и яблоки - на Преображение или те же паски – на Пасху. Они ограничиваются в лучшем случае краткой молитвой и, зайдя в храм, ставят свечку. Ну и действительно, можно наблюдать контингент, который вы описали. Эти наблюдения говорят о разном понимании праздника.
Человек, который живет по-христиански, так, как заповедовал Христос, который слушает Его советы и применяет их в своей жизни, - он ощущает духовную радость и понимание того, что делает. События его жизни начинают переплетаться с логикой божественного замысла в отношении человека. У таких людей ощущение праздника возникает прежде всего не из-за внешних атрибутов, сопровождающих празднование, а от правильного, четко осмысленного образа жизни, построенного на общении с Богом. Тогда ощущение праздника возникает на духовном уровне и наполняет всего человека. Это радость, как будто у человека случается эмоционально-положительное событие в жизни.
И действительно Пасха – это событие в жизни каждого христианина, и к этому событию он не просто готовится, а готовится сорокадневным постом. Вся страстная седмица проходит в переживании событий, описанных в Евангелии, которые происходили с Иисусом. Человек осмысливает их так, что это осмысление выводит его на другой уровень восприятия окружающей действительности. Теперь он знает, что смерти нет. А раз нет смерти, причем благодаря Христу, то значит - двоеточие, и пошли выводы...
Но есть другой подход. Есть люди, которые знают, что Пасха - это праздник победы жизни над смертью. Но при этом в храме они не частые гости. Очень часто от таких людей приходится слышать утверждение "Бог у меня в душе". Но при этом они абсолютно не ищут Его правды и игнорируют Его заповеди. Как результат – жизнь проводят в абсолютном противоречии тому, что утверждают. Живут так, будто о Боге никогда и не слышали.
Вот и получается, что с одной стороны - радость верующих, которым не нужны даже какие-то внешние вещи, чтобы ощущать радость Пасхи. С другой - люди, которые не ходят в храм и не имеют внутреннего опыта духовной радости… Им-то в первую очередь и нужен внешний обряд. Потому что если убрать церковные обряды, убрать храм из их района, то у них вообще не будет возможности разобраться, что же это за голос звучит у них внутри.
- Вот мы и подходим к главному: зачем нужно ходить в храм?
- Церковь - это собрание верующих, которые хотят увидеть свое реальное духовное состояние и набраться силы Божьей, чтобы стать способными видеть грех и бороться с ним. Был такой святой Петр Дамаскин. Он жил в VIII веке. Он говорил, что первым признаком правильной духовной жизни христианской является то, что человек начинает видеть множество своих грехов.
Грех – это очень пагубное явление для человека. Он способен влиять не просто на мировоззрение, но и на постановку жизненных целей.
Одно время у нас возле храма был один парень, изрядно побитый жизнью. Из-за своего образа жизни, очевидно. Мы ему помогали, как могли, устроили на работу на стройке. Он не захотел там работать, вернулся к нам под забор. Все прихожане его подкармливали, одевали. Как-то ему говорю: "Руслан, иди помойся, приведи себя в порядок, смотри какой грязный весь". - "Батюшка, я еще не грязный". - "Как не грязный?" - "Вы посмотрите на других…" И прогнал меня. Вот нечто подобное происходит с человеком, который грешит и отказывается смотреть в зеркало души, слушать советы других. Причиной этого является собственная гордыня, неспособность учиться у других.
Для того мы и ходим в церковь, чтобы увидеть себя: а действительно ли я такой, как я себя нарисовал? Если ты начинаешь видеть грехи, это говорит о том, что ты идешь в этой жизни не как во тьме кромешной – непонятно куда и зачем, а что ты уже в предрассветных сумерках и слегка увидел очертания дороги. И чем ближе ты к Богу, тем лучше видишь грязь греха на себе.
Так вот, приходя в церковь, человек видит массу икон святых. И не случайно они там висят, и не для красоты. А для того, чтобы каждый увидел этого святого, прочитал его жизнь и понял, чем его жизнь отличается от твоей. Чем в конце жизни может похвастаться тот человек, а к чему придет твоя жизнь.
В истории христианства есть много людей, которые жили по-христиански, но не унаследовали Царствие Божие. Можно найти все ошибки в опыте других людей, и все пути в опыте других людей. И не нужно обманывать себя иллюзией – мол, я еще не созрел, к этому надо прийти, может, потом, в старости, а сейчас мне сложно… Как говорил митрополит Никодим, как бы не было сложно нам в жизни, другого времени у нас не будет. Поход в церковь – это попытка человека научиться чему-то.
- Но ведь можно разобраться в себе и научиться видеть свои грехи, и не ходя в храм?
- Я считаю, что на практике современному человеку это просто не под силу, практически невозможно. С храмом почему легче? Потому что, придя в храм, ты видишь людей, которые на практике живут по заповедям. В храме нельзя заниматься работой, в храме нельзя смотреть телевизор, в храме выключен телефон. В храме можно только молиться или осмыслить себя. Поэтому каждый человек, который ощутил в себе эту потребность, обязательно приходит в храм как место, где можно увидеть себя.
Отшельники, монахи, подвижники - это люди, которые уходили из общества в пустыни, монастыри, и сейчас уходят. Это делается для того, чтобы всего себя посвятить богоисканию, богообщению, и, избежав суеты мира, всецело наполниться этой духовной радостью. А ты приходишь домой, и тебя сразу атакует интернет с его соцсетями, телевизор, а еще мобильный, у тебя не хватает ни сил, ни мотивации, чтобы выключить это все и подумать о Боге. А мысли о Боге – это уже есть некие усилия. Поэтому для современного человека, живущего в шуме, в звуках, храм – это как некая пустыня.
Приходя в храм, что ты должен там услышать? Прежде всего, самого себя. Прийти в себя, восстановиться от этого шума, суеты и ощутить себя в другой реальности, в другой системе ценностей. И ты увидишь разницу. Если разница не защемит у тебя в груди – значит, ты ничего не осознал. Если защемит и придет осознание - значит, ты приобрел великое богатство, распоряжаясь которым можно приобрести большое благо в жизни.
Очень важна молитва, произносимая в храме. Господь говорит: "Где двое или трое собрались во имя мое, там и я посреди них" (Мф.18:20).
Представьте себе в церкви на воскресной службе 200-300 человек во имя Христово. И Христос посреди них. Придя на воскресную службу, ты выходишь совсем с другим духовным опытом и внутренним наполнением, с совсем другим видением. Это твое богатство на неделю.
Ну и конечно, храм - это место, где совершаются таинства. И вот это великое таинство евхаристии совершается именно в храме. Ни в музее, ни в магазине. Можно ли его совершать, где попало? Да и вообще, храм как здание, увенчанное крестом, - это напоминание, что у человека есть островок в пучине греха. Как без этого?
- Последний вопрос: как человеку, чувствующему свою близость христианским традициям, начать жизнь в церкви, стать ее частью?
- У каждого по-разному происходит духовное восстановление. Но думаю, что самое главное – решимость. Если ты чего-то хочешь, то ты в этом направлении будешь хоть что-то делать.
За две тысячи лет христиане выработали алгоритм, что надо делать для того, чтобы стать человеком, идущим по жизни с Богом. Для этого христиане распределили время своей жизни на определенные периоды. Существует в современной практике такой уклад, что есть четыре великих поста. Когда приходит пост, откладываются обычные времяпрепровождения, чтобы освободить время для молитвы, богомыслия, для того, чтобы попробовать что-то переменить в себе. Воздержание от пищи – одно из средств поста, оно нужно для того, чтобы совладать со своими "хотелками". Очень важно воздерживаться умом и словом, в других вещах иметь меру. Также пост существует по средам и пятницам на протяжении всего года. Воскресный день – это день, когда обязательно надо пойти на службу. Служба – это совместная молитва, разговор человека с Богом, это таинства. Иногда священник говорит проповедь, и можно что-то услышать, подумать над тем, что он сказал. В любом случае всегда читается какой-то положенный отрывок из Евангелия назидательного характера. Если дома не читаешь, то хотя бы там можно услышать. При каждом храме существует воскресная школа, где можно послушать лекции...
Если ты начинаешь делать элементарные вещи – соблюдаешь пост по мере сил, пытаешься ходить на службы, исполнять заповеди, - то это и есть начало. А дальше, если человек начал, открывается удивительный мир веры, который абсолютно по-другому раскрывает твою жизнь, жизнь в семье, отношения с друзьями, коллегами...
Это и есть первое чудо в жизни человека. Много людей ищут внешних чудес в церкви, как искали современники Христа. Они ходили за ним толпами и требовали чудес. Но стремление к чудесам для верующего человека – второстепенно. Потому что главное чудо - когда твое сознание совершенно иначе начинает воспринимать окружающий мир: в другом временном, пространственном, ценностном измерении. Тогда приходит понимание многих вещей. Например, того, что Пасха - это не просто куличи и яйца, а величайшее событие, потому что в образе Христа - наше будущее. Вот Он на кресте из любви к человеку. Вот он во гробе как человек, вот он воскресший с плотью человеческой, вот твое будущее, человек. Перестань быть пессимистом, будь оптимистом, ибо Бог вечен, и тебя создал таким.
В этом - торжество человека, который начинает ощущать и понимать эти вещи. Он проживает свою жизнь с пониманием, что завтра будет обязательно, и не просто завтра, а что смерть, оказывается, - это часть жизни, которую можно преодолеть, следуя воскресшему Христу.
Это интервью - лишь небольшая часть длинного разговора, многие аспекты которого остались за скобками: таинство причастия и роль молитвы, исповедь и жизнь церковной общины... Эти и многие другие темы мы освятим в цикле интервью, причем надеемся сделать это с вашей помощью: задавайте свои вопросы в комментариях к этому тексту и в нашей группе в Facebook.