«Считаю, что нам удалось достичь главной цели, которую ставили перед собой в начале воплощения сертификации учителей: дать учительству открытый профессиональный и честный метод не просто поиска и выявления педагогов с высоким уровнем педагогического мастерства, а способ раскрыть их творческий потенциал, поддержать на государственном уровне наиболее талантливых и мотивированных», – отмечает Председатель Государственной службы качества образования Руслан Гурак.
Сертификация учителей стала одним из факторов, способствующих повышению качества образования. Запрос общества на высокий уровень полученных учащимися знаний, является толчком к саморазвитию и самосовершенствованию каждого учителя. Современные подходы к оцениванию педагогической деятельности учителя Новой украинской школы способствуют получению независимой, профессиональной оценки и профессиональному росту.
Участие педагогических работников в сертификации добровольная и имеет целью поиск агентов изменений, профессионалов, которые готовы внедрять и распространять методики компетентностного обучения, делиться своим опытом.
«Сертификация – решительный и ответственный шаг для учителя, который, безусловно, выводит из «зоны комфорта». Но стоит попробовать пройти это испытание. В первую очередь для того, чтобы понять направление и траекторию собственного движения в профессии. Кроме того, сертификация – это такой себе SWOT анализ педагогической практики, навыков и возможностей разобраться со своими сильными и слабыми сторонами», – делится впечатлениями Ольга Хвостенко, учитель начальных классов Коммунального учреждения «Полтавская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 5 Полтавского городского совета Полтавской области», сертифицированный учитель 2021 года.
С введением сертификации учителя получили возможность делиться своими наработками, проверять их на «восприятие коллег, расти в квалификации и профессии. И в конце-больше зарабатывать. Ведь, успешно преодолен марафон оценивания – и плюс 20 % надбавки к зарплате. А также зачисление очередной/внеочередной аттестации является основанием для присвоения учителю соответствующей квалификационной категории и педагогического звания.
Сертификация педагогических работников предусматривает внешнее оценивание профессиональных компетенций, которое состоит из трех этапов: тестирования, самооценки и изучения практического опыта работы участников сертификации.
Учителя, которые успешно прошли сертификацию, сотрудничают с Государственной службой качества образования Украины в качестве экспертов по сертификации, институциональных аудитов, привлекаются к обсуждению нормативно-правовых актов, разработка новых инструментов обеспечения качества образования.
"Я искренне поддерживаю сертификацию учителей и поэтому, не колеблясь, приняла участие в 2019 году и успешно ее прошла. Это необычайная мотивация к развитию и самосовершенствованию. Как эксперт два года подряд наблюдаю за проведением уроков, анализирую самопрезентации и провожу интервью с коллегами. Получаю вдохновение от общения с педагогами из разных уголков Украины. Постоянно расту профессионально и нахожу новых друзей и единомышленников. Убеждена: ежегодное увеличение количества сертифицированных учителей – это доверие независимой экспертной оценке педагогической деятельности», – замечает Ольга Дмитренко, учительница начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Лубенской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №7 имени. Роик, эксперт по изучению практического опыта работы участников сертификации в 2020-2021 годах.
В 2021 году 53 учителя начальных классов Полтавской области (72% от зарегистрированных) успешно прошли сертификацию педагогических работников, в пределах страны – 1025 учителей сертифікувались (58,4% от зарегистрированных).
В целом в 2019-2021 гг. 114 учителей начальных классов Полтавской области успешно прошли сертификацию.