1. Как быть тем жителям области, кто по разным причинам не обратился за назначением субсидии до начала отопительного сезона?
В случае обращения в течение двух месяцев с начала отопительного (неотопительного) сезона жилищная субсидия таком домохозяйству назначается с начала такого сезона.
Эта норма касается и граждан, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах. Субсидию таким гражданам может быть назначено с начала отопительного (неотопительного) сезона (но не ранее дня возникновения права на субсидию) по решению комиссии, если такое обращение поступило в любой месяц до окончания сезона. Объективные причины невозможности своевременного обращения должны быть подтверждены документально.
2. На что обратить внимание при заполнении заявления и декларации о доходах и расходах?
При заполнении декларации о доходах и расходах следует тщательно задекларировать виды и суммы доходов, информации о которых нет в Государственном реестре физических лиц - плательщиков налогов и Государственном реестре социального страхования. Это может быть доход от сдачи имущества в аренду, доходы от реализации собственной продукции, имущества, декларированные доходы, полученные во время работы по договору гражданско-правового характера, другие поступления (в частности зарубежные переводы). В случае невозможности подтвердить такие доходы справкой к декларации прилагается письменное объяснение с указанием их размера.
Еще одно типичное нарушение - неправильно указанный имущественное положение. Прежде всего речь идет о домах, квартиры, а также транспортные средства, новые по пятилетние (эта норма не распространяется на мотоциклы и прицепы). Также следует указать информацию о приобретении в течение года, предшествующего обращению, имущества, товаров или оплату услуг на сумму более 50 000 гривен.
В заявлении поле для заполнения номера мобильного телефона обязательно.
3. Следует указывать в декларации сведения о членах семьи, проживающих по другому адресу?
Декларация о доходах и расходах подается в отношении всех лиц, входящих в состав домохозяйства, зарегистрированные, фактически проживающих в жилом помещении (доме) и членов их семей независимо от места проживания, достигшие 14-летнего возраста.
То есть даже если члены семьи (муж, жена, несовершеннолетние дети) проживают в другом месте, информацию о них все равно следует указывать в декларации. А о тех, кто зарегистрирован по адресу домохозяйства, но там не проживает, следует указать «не проживает» в графе «примечания».
Эта норма не распространяется на супругов, если обоим более 60 лет и они проживают в сельской местности или поселках городского типа, если их зарегистрировано (фактическое) место жительства отличное от адреса домохозяйства.
4. О каких изменениях следует сообщать управления социальной защиты населения в течение 30 календарных дней?
Гражданин, которому суждено субсидию, обязан в течение 30 календарных дней проинформировать орган, назначивший субсидию о:
- изменения состава зарегистрированных в жилом помещении (доме) членов домохозяйства (арендатор, внутренне перемещенное лицо - в отношении членов домохозяйства, фактически проживающих в жилом помещении (доме), их социального статуса) и изменения в составе семьи любого из названных лиц ;
- изменения перечня получаемых жилищно-коммунальных услуг, условий их предоставления, перечень расходов на управление многоквартирным домом;
- изменения управляющего, исполнителя коммунальных услуг, создание объединения;
- если кто-либо из состава домохозяйства или член семьи такого лица приобрел право собственности или права владения на транспортное средство, с даты выпуска которого прошло менее пяти лет (кроме мопеда), или в течение 12 месяцев перед обращением за назначением субсидии ее автоматическим переназначением приобрел или получил в собственность имущество, товары или оплатил услуги на сумму, превышающую 50 000 гривен.
Исключение составляют медицинские, образовательные и жилищно-коммунальной услуги, если они предоставлены в соответствии с социальной нормой жилья и нормативами жилищно-коммунального обслуживания.
5. Отказано в субсидии из-за задолженности за коммунальные услуги. Есть ли выход?
Если общая сумма задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг превысит 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (340 гривен), субсидия не назначается. Домохозяйствам, которые по итогам предыдущего отопительного сезона получили отказ в переназначении субсидии из-за долгов (их не более 5% общего количества) для получения субсидии предлагают несколько вариантов. Прежде всего суметь погасить задолженность (особенно если она незначительна) и еще раз обратиться за субсидией. Также можно заключить с предприятием - поставщиком услуг договор о реструктуризации долга. Тогда во время обращения за назначением субсидии нужно будет предоставить его копию.
Но даже при наличии долга в исключительных случаях, если у человека нет возможности ликвидировать задолженность, а есть острая потребность в субсидии - с учетом конкретных обстоятельств, сложившихся субсидию могут назначить решению специальной комиссии при местных органах власти.
При этом на установление права на субсидию не влияют долги, по которым истек срок исковой давности (более трех лет).
6. Как оплачивать коммунальные платежи в наличной и безналичной форме?
Если домохозяйство получает субсидию в денежной наличной форме, то оно самостоятельно контролирует полный объем оплаты счетов за потребленные жилищно-коммунальные услуги.
Если домохозяйство получает субсидию в денежной безналичной форме, то в пределах суммы субсидии расчеты с предприятиями - поставщиками услуг ежемесячно до 18 числа включительно проводит за них Ощадбанк.
Перечисление средств за услуги (расходы) осуществляется в такой последовательности: поставка тепловой энергии, поставку и распределение природного газа или поставку и распределение электрической энергии при наличии соответствующего вида индивидуального отопления, снабжения горячей воды, централизованное водоснабжение, централизованное водоотведение, снабжение и распределение электрической энергии, поставку и распределение природного газа, обращения с бытовыми отходами, услуги по управлению многоквартирным домом, взносы за установление, обслуж ие и замену узлов коммерческого учета, за абонентское обслуживание для потребителей коммунальных услуг в многоквартирных домах по индивидуальным договорам.
Получатель жилищной субсидии может определить другую последовательность перечисления средств за услуги (расходы) путем подачи соответствующего заявления органа социальной защиты.
Ощадбанк в течение суток после осуществления перечисления средств должен направить получателю субсидии смс-сообщение о состоянии расчетов за услуги. В смс-сообщении обязательно указываются данные об имеющемся остаток платежа по каждому виду услуг и перечень услуг, по которым от исполнителей коммунальных услуг Сбербанк не получил данных о начисленных суммах платежей. Остаток платежа домохозяйство должно оплатить самостоятельно.
Департамент социальной защиты населения Полтавской областной государственной администрации