Ведьма известна, я думаю, всякому, хотя она и водится собственно на Украине, а Лысая гора, под Киевом, служит сборищем всех ведьм, кои тут по ночам отправляют свой шабаш.
Владимир Даль. "О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа".
"Все женщины - ведьмы" - фраза, с которой в Украине особенно легко согласиться.
Дело в том, что согласно преданиям, на Петров день (Петровки, Разговины) 30 июня (по ст. ст.) ведьмы со всей Украины слетались на шабаш на Лысую гору в Киеве. А простым киевлянкам позволялось немного отвести душу на своих мужьях. От мужчин в этот день требовалось беспрекословное выполнение женских капризов.
А казаки, бравшие в жены ведьм, гордились, что им удалось укротить ту, которой сам поп не указ.
В отличие от средневековой Европы с ужасами инквизиции, в Украине не было массовой охоты на ведьм. Исследователи XIX столетия выяснили, что судебных дел, в которых упоминается нечистая сила (в основном гражданские иски о причиненном имущественном ущербе), было очень мало.
Но на Полтавщине, где количество ведьм на квадратный километр было явно больше, чем в целом по Украине (ходят слухи, что даже свою Маргариту Булгаков писал с одной из полтавских ведьм), такие процессы все же были.
Украинская исследовательница, кандидат исторических наук Екатерина Дыса смогла обработать 198 таких дел и рассказать о них в своей книге
Кроме того, она упоминает и о процессах на территории Гетманщины, оказавшейся в составе Московского царства, а позже – Российской империи.
Отомстила любовнице мужа
В 1675 году в Лохвице местная жительница Яциха Поливейчиха узнала, что ее муж изменил ей со служанкой, и та родила от него ребенка. Поливейчиха решила исправить ситуацию с помощью магии и обратилась за помощью к местной ведунье. Поливейчиха была уверена, что ее муж – невиновен, во всем виновата служанка, которая соблазнила его.
Ведунья дала женщине в руки нож, повела в сад, оставила у яблони, а сама ушла и вскоре вернулась с пригоршней земли. Часть земли она повелела насыпать мужу-изменнику в обувь, а вторую – добавить в водку.
Поливейчиха так и сделала и отослала водку любовнице своего мужа. Но та ее не выпила – выпила ее сестра и родственники служанки, после чего все они тяжело заболели. Это и стало поводом для судебного дела.
Сама Яциха Поливейчиха в суде наивно говорила, что не знала, "хороший это был напиток, или плохой". Суд в итоге ничего не доказал.
Лечили корову заклинаниями
Двое крестьян из Иваницы около Лохвицы, Павел и Настя, в 1672 году купили корову. Когда та перестала доиться, местная "ведьма" Остапиха сказала Насте найти определенные корешки в лесу, а также разделать гуся на четыре части, разложить его по углам хаты и сказать заклинание.
Неизвестно, от корешков или от заклинаний, но корова не вылечилась, напротив, ее страшно раздуло. История умалчивает, как Настя лечила корову дальше, но она пожаловалась на "знахарку" в сельскую громаду, а та, в свою очередь, передала дело в лохвицкий суд.
Гадячский маг не пускал пана из Москвы
Есть свидетельства того, что на Полтавщине были и мужчины-колдуны. Так, в 1721 году Моисей Жорава из села под Гадячем помог целой громаде. Он использовал свою магическую силу, чтобы на целых десять лет задержать в Москве (куда тот поехал по делам) пана Василя Романовича. Всё это время крестьяне могли считать себя практически свободными.
Полтавская Эржбета Батори
Самой известной и самой страшной полтавской ведьмой считается Наталка Кравченя, которую прозвали полтавской Эржбетой Батори.
Загадочные исчезновения девушек
В 1904 году в Полтавской губернии началась череда загадочных событий. Ранней весной из села исчезла девушка по имени Мария Бурова. Отец с матерью и прочая родня обошли в поисках Марии все окрестности, но не нашли девушку ни живой, ни мертвой.
Потом пропала еще одна молодая и миловидная девушка. Заподозрив, что ее увели цыгане, односельчане заявили о происшедшем в городскую полицию. В село прибыл урядник и, пробыв там пару дней, уехал обратно ни с чем. А летом трагедия повторилась еще дважды…
Мать одной из пропавших девушек пришла к ворожее Наталье, жившей на хуторе близ села. Та раскинула карты и сообщила несчастной женщине, что ее дочери нет в живых, посоветовав смириться.
На какое-то время таинственные исчезновения прекратились. Однако после Рождества исчезла бесследно дочь здешнего шорника.
Всего же за два года при похожих обстоятельствах пропало семь девушек.
В поисках убийцы
Вскоре в селе появился пристав Николай Солова. Он тщательно опросил всех, кто мог хоть чем-то помочь следствию, и записал их рассказы. Пристава заинтересовал старый хутор - и он узнал, что живет там некая Наталка Кравченя, которая в селе известна как ведьма. Несмотря на то, что женщина была уже немолода, она могла похвастаться белоснежной кожей, черными, без единой сединки, волосами и яркими губами.
Необычным было то обстоятельство, что, как гласила справка полицейской управы, Кравченя родилась почти 65 лет назад. Иногда Кравченя отправлялась в город, где покупала книги по оккультизму. Само по себе это не являлось криминалом, но полицейского насторожил тот факт, что, по показаниям сельчан, все исчезнувшие девушки увлекались мистикой.
Находка в подполье
Сыщик решил негласно осмотреть хату Кравчени и хозяйственные постройки во дворе. В хате Солово обнаружил ведущий в подпол лаз, который был заложен домоткаными половиками.
Спустившись с фонарем в подпол, Николай начал осмотр. Его внимание привлек большой сундук, который отчего-то просел в землю. Это удивило сыщика: плотно утрамбованный пол имел почти каменную твердость. Николай сдвинул сундук: тот оказался неожиданно легким, а земля под ним – чуть рыхлой.
Клинком шашки пристав стал осторожно разрывать землю. Неожиданно среди земляных комьев он увидел белую, тонкую девичью руку.
В этот же день Наталья Кравченя была арестована. В присутствии понятых под полом ее хаты полицейские раскопали могилу с семью обескровленными девичьими телами.
На следствии выяснилось, что гадалка захотела вернуть себе молодость и для этого с помощью оккультных книг много лет восстанавливала древний рецепт. Одним из ингредиентов колдовского рецепта и была кровь непорочных девушек.
Магический рецепт молодости
Кравченю отправили сперва в Полтаву, потом в Киев. Оттуда она была доставлена в Великобританию, где прошла всестороннее судебно-психиатрическое обследование. Врачебный консилиум единогласно признал убийцу абсолютно здоровой как физически, так и психически. Доктора подтвердили и то, что биологический возраст Кравчени на сорок лет меньше, чем хронологический.
Полтавская ведьма категорически отвергла предложение следователей и медиков открыть тайну своего омоложения.
Судом присяжных ведьма была признана виновной и приговорена к смерти. Но, похоже, что Кравченя не особо боялась смерти, поскольку вела себя во время следствия дерзко, с презрением отвергая любые предложения о помиловании.
Некоторые современные колдуньи считают, что Наталка до сих пор жива. И все так же молода и красива.