Что нужно, чтобы стать хорошим фокусником, - просто ловкость рук? Зачем люди идут на шоу иллюзионистов?  И вообще, что такое иллюзия – обман и заблуждение, мечта и чудо, тайна и магия? Об этом и многом другом - в интервью участников шоу "13 иллюзий" Виталия Горбачевского и Виталия Лузкаря.

Виталий Горбачевский - обладатель премий Гран-при Международного фестиваля фокусников (Монте-Карло, Монако), World Magic Awards (Лос-Анджелес, США), Гран-при президента Украины Всеукраинского конкурса артистов эстрады, Mandrake D’Or Awards (Париж, Франция) и многих других украинских и международных наград.

Виталий Лузкарь - обладатель Гран-при Московского клуба фокусников, победитель международного конкурса сценической магии "Магический кристалл", третьего сезона телешоу "Україна має талант!".

Виталий Горбачевский

- Сразу хочу сказать, что я в полном восторге от шоу "13 иллюзий", которое вы уже привозили в Харьков. Я впервые видела такие номера вживую! Ничего не рассекретила, ничего не поняла. И, конечно, меня просто разрывает любопытство и мне ужасно интересно знать, как вы это делаете, хотя здравый смысл подсказывает, что вы все равно секреты не раскроете…

- Нет, конечно. Профессиональные фокусники секретами не делятся.

- Скажите хотя бы,  насколько сложно добиться такого результата?

- Когда ты в этом деле больше 30-35 лет...

- Вы и здесь волшебник! Вам самому больше 35 лет не дашь!

-  Спасибо. Так вот, когда ты в этом деле так долго, сложным это уже не кажется. Это кажется само собой разумеющимся. Это то же самое, что спросить, например, у хирурга, сложно ли ему вырезать аппендицит. Для него это обычное дело. Для нас магия - тоже обычное дело.

- Дело становится обычным после вложенного в него большого кропотливого  труда…

- Естественно. Мы же не говорим, что остановились в своих тренировках. Мы тренируем и пальцы, и руки, отрабатываем какие-то навыки, осваиваем новые техники. Но это скорее в удовольствие. Чтобы научиться играть в теннис, надо много играть. Так и у нас. Если хочешь быть профессионалом, хорошим фокусником, надо много тренироваться, много работать.

- Если этим не заниматься, можно потерять сноровку?

- Естественно! Как пианисты. В цирковой академии в Киеве выделяют один год только на то, чтобы ученики тренировали пальцы, руки, осваивали  техники, получали навыки. Целый год студенты ничем  другим не занимаются.

- Вы уже так давно в этой профессии. Овладели всеми ее жанрами. На сегодня есть что-то для вас неведомое, не понятное?  В современном искусстве иллюзии или  в его истории?

- Конечно,  есть. На самом деле есть много загадок в истории иллюзии, которые до сих пор не раскрыты. Иллюзионисты до сих пор не знают, как  делаются некоторые номера. Возьмите, например, знаменитый трюк "индийский канат". Англичанин увидел его в Индии. Просто на улице, среди толпы его показывал некий факир. Он брал канат, подбрасывал его вверх, и канат становился столбом, колом. Потом по этому канату вверх забирался  мальчик, и там исчезал. Факир лез за этим мальчиком и исчезал тоже. Затем  сверху падали части тела мальчика. Факир спускался, складывал их в корзину. И в итоге из корзины вылезал живой и невредимый мальчик. Это было описано английским солдатом, офицером, это то, что он видел своими глазами. До сих пор иллюзионисты не знают, как показать этот фокус. Пробуют по-разному. Но в тех условиях, с таким описанием это было невозможно сделать.

- Может быть, этот офицер что-то додумал, приукрасил?

- Возможно… Только не приукрасил, а скорее, чего-то не увидел. У иллюзионистов ведь есть такая штука: они знают, что нужно показать для того, чтобы люди на что-то другое не обратили внимания. Мы просто направляем внимание зрителя в ту сторону, которую нам нужно, чтобы рядом скрыть что-то секретное (улыбается).

- А еще самые доверчивые зрители с открытой душой видят то, чего нет. Они себе многое дорисовывают. Я, например, очень благодарный зритель, потому и  рада обманываться. На ваших шоу не вижу подвоха и не могу рассекретить  ваши  номера, хотя очень хочу.

- Мы не обманываем, мы удивляем. Мы не любим слово "обманывать". На самом деле мы не обманываем - мы демонстрируем чудо. Почему называется "иллюзия"? Это "чудо", "иллюзия чуда". А обман - это в первую очередь выгода. Для чего обманывают? Чтобы что-то заполучить. Мы-то ничего не требуем от зрителя, кроме внимания…

- А зрители в разных странах одинаково воспринимают ваши номера или есть особенности? Где-то люди более скептичны, где-то - более открыты… Или публика всегда  с восхищением принимает то, что вы ей показываете?

- В конечном  итоге всегда хорошо (улыбается), но раскачиваются  везде по-разному. К примеру, мы работали во Франции и заметили такую интересную особенность: чем севернее, тем номера воспринимаются лучше, тем люди более открыты. Может, из-за  более климата прохладного им не хватает ярких, теплых эмоций - не знаю (улыбается). А чем южнее, тем больше надо удивлять, у зрителей больше снобизма. В Латинской Америке вообще все шикарно - публика мгновенно загорается…

- Как вы пришли к иллюзии, к своей профессии?

- В то время информации было очень мало. До того как начать заниматься иллюзией, я перепробовал очень многое. Знаете, как было в советские времена? Много  разных кружков, секций для детей. Все это  легко, доступно. Начиная с первого класса, я перезанимался много чем - и спортом, и в кружки самые разные ходил. У меня не хватит на руках пальцев для того, чтобы перечислить все. Благодаря моей маме, которая не запрещала и не навязывала мне своего мнения, я перепробовал  все на свете. Она мне доверяла, никогда не ругала, если я что-то бросал и начинал увлекаться чем-то другим. Путем проб и ошибок пришел к цирковой студии. Там я сначала занимался жонглированием. А преподавателем в этой студии был фокусник. Мне нравилось наблюдать за тем, как он работает, и я выбрал в журнале "Юный техник" (тогда  был такой журнал, где на последней странице раскрывался секрет какого-нибудь фокуса от Акопяна или Кио) какую-то волшебную коробочку, которую сам сделал, и с ее помощью показал несколько фокусов своему преподавателю. Он посмотрел на все это и решил заниматься со мной фокусами всерьез: подарил мне мой первый шарик для манипуляций, показал  манипуляции с картами, с шариками. Я начал тренироваться. И, вы знаете, меня это так затянуло! Когда у тебя начинает что-то получаться, ты начинаешь это показывать, демонстрировать людям.  И когда  видишь восторженную реакцию и неподдельные эмоции -  растерянность,  восхищение, удивление, - появляется ощущение того, что ты можешь делать чудеса. Это ужасно затягивает - когда ты видишь, как люди заводятся, начинают проявлять интерес, как вдруг они превращаются в непосредственных детей. Нам  часто приходится работать для разной публики - бизнесменов, докторов, военных, дипломатов. Через какое-то время с них спадает маска снобизма, появляется детская наивность, удивление в глазах и вопрос: "Как это?" Удовольствие от того, что ты можешь людей вернуть обратно в детство, - оно непередаваемо.

- Вот то, для чего я не могла подобрать слов после вашего представления. Точно! Люди становятся детьми!  Ваша профессия называется иллюзионист?

-  На самом деле,  у нас названий очень много. Мы можем называться иллюзионистами, манипуляторами, фокусниками, факирами, чародеями, колдунами… (улыбается)

-  Ваша профессия делится на некоторые составляющие...

- Поджанры. И они также делятся на составляющие и демонстрируются  на наших чемпионатах, где оценивается мастерство артиста.

- На какие составляющие?

- Смотрите. Есть крупная иллюзия (это работа с большими предметами), есть манипуляция (это ловкость рук), есть ментальная магия (это чтение мысли, предсказание), есть микромагия (это то, что показывается с мелкими предметами на небольшом расстоянии - например, за столом в кругу друзей). В отдельный жанр выделена карточная магия, потому что фокусов, связанных с картами, просто огромное количество - наверное, больше миллиона. На некоторых фестивалях есть женская магия и детская магия.

- А почему женщин оценивают отдельно от мужчин? Настолько сильно отличается женская и мужская магия?

-  Дело в том, что женщины в нашем деле – это большая редкость. И им конкурировать с мужчинами немножко сложно, хотя, конечно, многие из них превосходят мужчин-иллюзионистов.

- Иллюзия Копперфильда, его фокусы вам понятны?

- Сейчас уже  да (улыбается). Но когда я увидел его в первый раз, году примерно в 1993-м - я был в таком шоке! Я сидел и думал: "Что я вообще делаю здесь, в этом жанре? Куда я пошел?" Благо, у меня был хороший учитель: он меня успокоил, показал, что  все не так страшно. Сейчас я уже знаю 99% его трюков.

-  Ага!!! Все-таки один процент мы оставляем на чудо?!

-  Один процент я оставляю на творчество Копперфильда. Я, конечно, от него в полном восторге!

- Правда? Я тоже. Вы, понимая его иллюзию, не разочаровались в нем? Он действительно большой артист?

- Вы правильно сказали. Он – Артист, Артист с большой буквы. Если его фокусы дать другому иллюзионисту - это будет скучно, не интересно, понятно. А он делает из этого чудо. В его шоу очень много компонентов. Во-первых, он сам профессиональный актер, профессиональный танцор в прошлом. Все это он собирает воедино,  чтобы удивить людей. Это то, к чему мы тоже стремимся. Не фокус ради фокуса, а мы его рассказываем как историю.

- Кроме Копперфильда, кто из современных магов и чародеев вам нравится? Я так настойчиво спрашиваю, потому что мне самой очень интересно расширить свои горизонты, потому что обычный человек, кроме Копперфильда, Кио, Акопяна, Динамо, вас и Гуддини никого не знает. На ваш взгляд, кто достоин внимания, чьи номера нужно искать в интернете, чтобы удивиться, восхититься и полюбить?

- Таких артистов много. Не скажу, что их слишком много, но их достаточно. Мне многие мои коллеги нравятся. Кевин Джеймс, например… Очень сильна сейчас корейская школа. Они разрывают зал именно манипуляцией. Они из манипуляции делают такое искусство, на которое ты смотришь, как на чудо, реальное чудо. Я один раз видел, как победитель чемпионата фокусников показывал свой номер. Он вышел на сцену и, стоя на одном месте, никуда не двигаясь, руками творил чудеса. Поэтому я ими восторгаюсь, мне это очень нравится. Еще нам очень нравится работа иллюзионистов из Германии - Ehrlich Brothers.У них совершенно нестандартные  трюки. Они берут известную идею и адаптируют ее настолько, что она начинает играть совершенно другими красками. Они не тусовщики, не ездят по фестивалям, не участвуют в конкурсах, но при этом  собирают стадионы. Билеты на их концерты раскупаются задолго…

Иллюзия  снова на пике. Сейчас такая эпоха  - эпоха возрождения иллюзии. Довольно долго ничего не происходило - видимо, это был период накопления. И сегодня  к нашему жанру вновь повышенное внимание.

Виталий Лузкарь

- Для нас Виталий Лузкарь  начался с шоу "Україна має талант". Но для вас это, вероятно, было не начало, а какой-то этап в карьере. По прошествии нескольких лет уже можно сделать какие-то выводы? Какие остались эмоции? Дал ли этот проект то, на что вы рассчитывали?

- После окончания проекта главной эмоцией была радость от победы и от того, что это все закончилось. На подготовку номеров уходило много сил, много энергии. Это было очень утомительно - в такие короткие сроки делать полноценные номера. Смотрелось  все, конечно, очень легко и красиво, но на самом деле было трудно. Что дал этот конкурс? Наверное, хороший толчок, поскольку о нас многие узнали, опыт командной работы и опыт работы на телевидении: для меня это было впервые, и многие моменты пришлось осваивать на ходу. Кроме того, участие в таком масштабном проекте дало понимание, что я могу делать гораздо больше того, что делал до тех пор. И после "Україна має талант" мы стали придумывать свое шоу.

- Идея шоу "13 иллюзий" пришла уже после "Україна має талант"?

- Идея была и раньше, но понимание того, как это будет, что это будет, с чего начинать, нюансы - это оформилось уже после. Найти художников, мастеров по изготовлению реквизита - все оказалось не так страшно, и мы приступили к работе.

- Знаю, что приз за победу в шоу "Україна має талант" вы хотели потратить на свой Театр иллюзии…

-  Одного миллиона гривен оказалось очень мало для того, чтобы создать свой театр, очень мало. И сами мы, конечно, не потянем  такую  идею - нужна  поддержка  государства.

- А в шоу удалось воплотить то, о чем вы мечтали?

- Удалось! Не совсем все, конечно, но все впереди!

- Знаю, что в своей профессии вы не только мастер иллюзии, но и мастер по пошиву костюмов,  изготовлению реквизита. Как получилось, что вы начали, к примеру, шить?

- У меня мама шьет. И я с самого детства знал, что такое швейная машинка и что с ней делать. Действительно, много чего я шью сам. А реквизит я умею делать потому, что папа на все руки мастер. С детства потихоньку с ним  что-то поделывал, и теперь мне легче сделать самому, чем просить и объяснять кому-либо.

 - Для меня ваша программа - это не просто фокусы. Вы поднимаете иллюзию на уровень искусства.

- Спасибо.

-  Как пришла идея работать вместе с Виталием Горбачевским, ведь он, по-моему, ваш учитель?

- Мы познакомились в то время, когда Виталий был моим кумиром. Я тогда был еще молодым студентом, у меня был свой педагог, и как раз в это время Горбачевский  пришел к нам преподавать иллюзию. Он набрал студентов и работал с ними. Мне очень хотелось у него заниматься, и я попросил посмотреть мой номер и что-то посоветовать. Номер Виталию понравился - потому, что он не был похож  на все остальные. И помимо своих студентов, он стал заниматься и со мной. Мы сдружились. У нас оказались общие цели,  общие мысли.

- А чем вы отличались от остальных студентов, почему Виталий обратил внимание на вас?

-  В основном студенты пытаются у кого-то что-то слизать, сделать копию. Я всегда старался выдумать что-то свое или переделать чужое до неузнаваемости.

- И сколько времени вы работаете вместе?

- Дайте подумать… У нас был Китай, Корея… Где-то с 2009 года мы начали что-то делать вместе. Но вдвоем мы работаем только последние три  года.

- То есть шоу "13 иллюзий" стало вашей первой большой совместной работой? А какие планы на будущее? Они совместные или шоу - просто какой-то этап в жизни?

-  Пока расходиться мы не собираемся. У нас очень много планов работать вместе, что-то придумывать вместе, потому что вместе веселее, интереснее. Можно друг друга подтягивать или давать друг другу волшебного пинка, если кто-то, к примеру, ленится. Одному труднее и одному скучно (улыбается).

- В шоу "13 иллюзий" представлены все жанры вашего искусства?

- Все. У нас в программе есть и исчезновение, и левитация (преодоление земного притяжения), и манипуляция, и пропадание, и ментальная магия…

- Получается, что вы с Виталием владеете всеми жанрами вашей профессии. Это же редкость? Или я ошибаюсь?

- Для фокусников - да. Особенно для зарубежных. Но наш зритель - специфический. Одним жанром его не возьмешь. Его нужно удивлять полностью.

- Наш зритель - более требовательный или более скептический?

- У нас менталитет немного другой. Смотрите. В 90-х годах было много наперсточников, и поэтому нашего человека манипуляцией удивить трудно. А за границей люди приходят на иллюзион-шоу просто для того, чтобы получить удовольствие, посмотреть, как работают артисты, посмотреть фокусы, но не в коем случае их не разоблачить (улыбается). Наш зритель идет на иллюзион-шоу для того, чтобы узнать секрет.

- Да!  Именно так!  Мы не знаем, как реагировать.  Я была в полном восторге от вашего представления, и меня охватывал ужас от того, что я не понимаю, как это делается.

- Ну вот… А за границей люди просто получают от этого удовольствие. Не понимают - и ничего страшного, зато им фокус понравился!

- Точно! А мы должны докопаться! 17 мая наши люди придут на  шоу "13 иллюзий" и будут разоблачать ваши номера!

- Приходите и разоблачайте!