В 2021-2022 учебном году 5 учреждений профессионального (профессионально - технического) образования Полтавской области внедряют дуальную форму получения рабочей профессии. Об этом говорили на заседании Общественного совета при Полтавской областной государственной администрации, обсуждая проблемы и перспективы развития промышленности, предпринимательства, созданию индустриальных парков в контексте реализации Стратегии развития Полтавской области на 2021-2027 годы.

Главный специалист отдела высшего, профессионального, внешкольного образования, науки и инноваций Департамента образования и науки облгосадминистрации Валентина Франчук рассказала о развитии дуальной формы получения профессионального (профессионально-технического) образования.

"Дуальная форма обучения предусматривает, что теоретическую часть ученик получает в заведении, а практическую подготовку проходит непосредственно на предприятии. И практика составляет до 70% всего учебного процесса», – рассказала Валентина Франчук.

В 2021-2022 учебном году 5 учреждений профессионально - технического образования области внедряют дуальную форму получения рабочей профессии:

- Высшее профессиональное горно-строительное училище (м. Горишные Плавни);

- Профессионально-техническое училище № 26 г. Кременчуга;

- Межрегиональный центр профессиональной переподготовки уволенных в запас военнослужащих г. Хорол:

- Государственное учебное заведение " Решетиловский профессиональный аграрный лицей имени И. Г. Боровенскогоˮ (г. Решетиловка);

- Государственное профессионально-техническое учебное заведение " Полтавское высшее профессиональное училище им. А. А. Чепигиˮ (г. Полтава).

Общий контингент учащихся дуальной формы обучения составляет 108 человек. Профессии, по которым осуществляется дуальне обучения, – слесарь-ремонтник, электрогазосварщик, стропальщик, машинист крана, слесарь по ремонту колесных транспортных средств, повар, садовод, повар, официант.

По результатам внедрения дуальной формы обучения в 2020-2021 учебном году на счет учреждений профессионального (профессионально-технического) образования области перечислено дополнительно около 138 тыс. грн. При участии работодателей осуществлялась модернизация учебно-материальной базы учреждений. ЧАО "Полтавский горно-обогатительный комбинат" оказало финансовую помощь профессионально-техническому училищу № 26 г. Кременчуга на сумму 19,5 тыс. грн. для приобретения слесарного оборудования, ФХ "сады Полтавщины" для Решетиловского профессионального аграрного лицея имени И. Г. Боровенского приобрело 100 саженцев ежевики, 100 штук малины, 700 саженцев клубники.

"76% выпускников, завершивших обучение по дуальной форме, трудоустроены на базовых предприятиях. Выпускники, которые учатся по дуальной форме, имеют более основательные знания и лучшие профессиональные навыки по сравнению с аналогичными группами, которые учатся по традиционной системе обучения», – говорит Валентина Франчук.

Внедрение элементов дуальной формы обучения за 4 лет выявили и ряд проблем, которые препятствуют ее распространению на все заведения и профессии. В частности, введение дуальной формы возможно только на базе стабильно функционирующих предприятий, подавляющее большинство работодателей не заинтересованы в обеспечении оплаты труда учащимся и предоставлении финансовой поддержки заведениям по подготовке квалифицированных рабочих, учебные группы численностью 25-30 учащихся, как правило, осуществляют обучение на базе нескольких организаций.

Несмотря на ряд проблем, учреждения профессионального (профессионально - технического) образования области продолжают работать в направлении внедрения дуальной формы обучения.