Руководитель логистической компании Евротерминал Александр Эйсмонт высказался относительно ситуации с экспортом украинского продовольствия. В период военной агрессии в Украине дипломаты нашли возможности наладить экспортные коридоры, позволяющие поставлять зерно из страны на мировой рынок.
На основе посредничества третьих стран, в качестве гарантов, Украина подписала зерновое соглашение 22 июля 2022 года в Турции, Стамбул, сроком на 120 дней.
Такой уникальный дипломатический трюк позволил высвободить украинскую сельскохозяйственную продукцию на рынки ЕС, Азии и Африки. За весь период действия соглашений из заблокированных украинских морскихпортов вышло до 300 судов по состоянию на средину октября. При запланированных 3 миллионов тонн продукции в месяц, мы превысили этот показатель. И экспортировали 4 млн тонны уже на второй месяц.
Однозначно, такой подход к реализации возможностей является признаком высокого уровня профессионализма украинской стороны. Ведь из сложившихся обстоятельств мы смогли выжать 150% из доступного, считает Александр Эйсмонт.
Сейчас уже началась эскалация военных действий. Напряжения растут, как и повреждения инфраструктуры. Обстрелы в хаотичные ракетные удары усиливаются. Возможность продлить действие соглашения под большой угрозой.
Александр Ейсмонт предложил об альтернативах
Трехстороннее соглашение, открывшее окно для экспорта украинской с/х продукции на мировой рынок, завершает действие уже через месяц. Давайте не забывать, что украинский экспорт – это большая часть всего мирового экспортного рынка.
Сейчас рынок только стабилизировался. Но его тут же начнет лихорадить, когда устранится крупный поставщик в лице Украины. В первую очередь под ударом оказываются страны из регионов Азии и Африки. Александр Эйсмонт рассказал, что летом уже можно было наблюдать волнения вплоть до политических проблем, которые вызвал продовольственный кризис.
Когда заработали зерновые коридоры, то напряженная обстановка тут же изменилась в лучшую сторону. Если не удастся продлить соглашение, кризис перезапустится. Поэтому здесь не может быть вариантов.
Кроме того, с другой стороны есть возможность размышлять об ответственности за агрессию России, но при том же действовать в направлении продавливания третьими сторонами зеленого коридора. Это не имеет значения.Нужно рассматривать ситуацию с позиции возможностей, которые Украина должна использовать.
Эксперт Александр Эйсмонт: кросс-логистика, которая станет основой будущего экспорта
Сейчас важно развивать проекты по кросс-логистике. На одном механизме невозможно завязывать все, считает Александр Эйсмонт. В этом случае, экспорт морскими путями необходимо разбавлять наземными торговыми каналами. Нужна сеть логистических хабов, для того чтобы перенаправлять экспорт в ЕС и далее в третьи страны наземными видами транспорта.
В случае, когда будет предложен проработанный драфт проекта, сразу же найдется инвестор. Потому что такая большой инфраструктура – это инвестиции на перспективу и многочисленные международные взаимосвязи. Именно об этом нужно думать, чтобы 2023-й был стабилен в экспортно-ориентированных отраслях экономики.