На Полтавщине, в отличие от многих пострадавших от войны регионов Украины, в октябре начался отопительный сезон. Органы Пенсионного фонда в этом году стали новым звеном в процессе социальной поддержки граждан, которым необходима помощь от государства в форме субсидий и льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, ведь правительственным решением функция выплаты средств через банки и почтовые отделения возложена именно на Фонд. Органы соцзащиты пока продолжают автоматическое начисление субсидий и льгот тем гражданам, которые ранее их получали.

Как свидетельствует статистика, за октябрь Пенсионный фонд выплатил в области 32 млн 950,6 тыс. грн жилищных субсидий и льгот. Ситуация и в дальнейшем будет меняться-уже с 1 декабря т. г. Фонд будет как назначать, так и выплачивать такое пособие. Назначение будет осуществляться экстерриториально, то есть граждане, которые ранее не получали помощь на оплату ЖКУ, будут иметь возможность подавать документы на получение выплат из любой точки государства. Обращаться можно в течение всего отопительного сезона, но для получения помощи за весь такой сезон обратиться нужно до его начала или в течение двух месяцев после.

Документы для назначения субсидий остались те, что были раньше (https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/848-95-%D0%BF#Text ), в частности:

- заявление о назначении и предоставлении жилищной субсидии;

- декларация о доходах и расходах лиц, обратившихся за назначением жилищной субсидии.

Способы подачи документов в этом году несколько изменились. Можно выбрать следующие варианты:

1. До 30 ноября п.г. – по почте в орган соцзащиты населения по месту жительства.

2. Независимо от даты обращения:

- лично к уполномоченным должностным лицам исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета соответствующей территориальной общины;

- в центр предоставления административных услуг;

- в электронной форме через портал «действие».

3. С 1 декабря 2022 года – по почте или лично к любому сервисного центра Пенсионного фонда Украины от места проживания; в электронной форме – через web-портал электронных услуг ПФУ и мобильное приложение ПФУ.

Нынешний год принес нашему государству в целом и пенсионной отрасли в частности чрезвычайные испытания. Именно в это сложное время продемонстрировали свою устойчивость, защищенность и производительность по сравнению новые технологии экстерриториального назначения и перерасчета пенсий, централизованная система финансирования их выплаты, другие безбумажные цифровые новации. Вместе с тем в Полтавской области сложилась положительная динамика по улучшению доступности и качества предоставления услуг жителям региона и переселенцам. Пенсионным обслуживанием охвачено сейчас 55 из 60-ти территориальных общин Полтавщины. С начала года перечень пунктов обслуживания в территориальных общинах, в центрах предоставления админуслуг, прозрачных офисах увеличился с 48 до 62-х. Учитывая сервисные центры Главного управления, количество точек доступа к пенсионным услугам в области на 1 октября составляет 93. То есть, благодаря разветвленной сети рабочих мест работников Фонда можно получить полноценное обслуживание по любым вопросам, относящимся к их компетенции.

Особую роль сейчас играют и дистанционные услуги. Для того, чтобы стать пользователями онлайнсервісів веб-портала Пенсионного фонда Украины (https://portal.pfu.gov.ua), следует воспользоваться системами электронной идентификации личности – КЭП (квалифицированная электронная подпись) или средствами Интегрированной системы электронной идентификации ID.GOV.UA, в т. ч. с использованием технологии Bank ID. Тогда, кроме заявления о назначении и предоставлении жилищной субсидии, дистанционно можно:

- подать заявление о назначении пенсии в “одно касание”;

- автоматически оформить пенсию при достижении пенсионного возраста;

- получить справки, достоверность которых подтверждается QR-кодом (формы ОК-5/ОК-7, справка о размере пенсии, сведения о выплаченной заработной плате, уплаченные в пользу лица страховые взносы, приобретенный страховой стаж, другие);

- сформировать электронную трудовую книжку и проверить сведения о трудовой деятельности;

- провести прогнозный расчет будущей пенсии по возрасту с помощью сервиса «Пенсионный калькулятор»;

- подать Анкету застрахованного лица для внесения/изменения/уточнения данных в Реестр(и) застрахованных лиц;

- подать обращения (предложение и т. п);

- активировать услугу бесплатного СМС-информирования (относительно назначения/перерасчета пенсии; уплаты страховых взносов работодателем и страховой стаж лица).